Следующая модель «универсального» плана. Ее структура не зависит от структуры содержания учебного курса. В ней разрабатываются задания, направленные на:
· развитие творческих способностей обучающихся;
· формирование культуры конструирования учебных занятий в вузе;
· формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей.
№ 1. Задания, требующие знания теоретического материала:
· вопросы;
· тесты;
· план изложения содержания;
№ 2. Задания, требующие размышления (в процессе освоения нового материала):
· разработки структурно-логических схем;
· составление различных таблиц.
№ 3. Задания поискового и аналитического характера (работа с различными источниками):
· письменный анализ информации;
· сравнительная характеристика различных точек зрения на данную тему.
№ 4. Задания, требующие практического применения, полученных знаний:
· конструирование учебного занятия;
· разработка заданий к учебному материалу.
Эта модель имеет следующие достоинства:
|
|
· повышает мотивацию обучающихся;
· способствует самоорганизации учебной деятельности;
· предоставляет свободу выбора заданий.
Такая тетрадь обязательно найдет свое применение и на лекционных занятиях, и на семинарских, и на практических занятиях, и при подготовке к этим занятиям. Очень важным моментом в проектировании «Рабочей тетради» является соблюдение требований и методических рекомендаций к конструированию данного учебного пособия. Именно эти условия, а также профессиональное применение «Универсальной» рабочей тетради позволит достичь успешного овладения как теоретическими, так и практическими основами традиционных и инновационных технологий образовательного процесса в высшей школе.
Целевое назначение УМО, его структура и функции обусловлены динамикой изменения задач и содержания образования, сущностью парадигм, определяющих подходы к исследованию и реформированию системы образования.
Современные исследования в области теории и методики профессионального образования доказывают, что развитие профессиональной педагогики как интердисциплинарного и интерпрофессионального знания, опирается на системный анализ общей картины социокультурной, экономической ситуации, системное проектирование образовательно-профессиональных институтов.
Вопросы для самопроверки
- Что такое УМК? Его функции и назначение.
- Назовите и охарактеризуйте основные компоненты УМК.
- В чем отличие учебника от книги.
- Перечислите дидактические требования к блокам учебника.
- Что такое печатные средства обучения, их виды и назначение.
- Дайте характеристику электронным средствам обучения.
- Дайте характеристику рабочей тетради как элемента УМК.
Вопросы для размышления
|
|
- Являются ли основные функции учебника необходимыми и достаточными? Обоснуйте свой ответ.
- Почему структурные элементы учебника должны выполнять воспитательные функции?
- Что значит выражение: «Текст выполняет руководящую функцию».
- В чем отличие опорного конспекта от листа основного содержания, аргументируйте свой ответ.
- Какая модель рабочей тетради приемлема для гуманитарных дисциплин педагогического ВУЗа? Обоснуйте свой ответ.