Основные характеристики деловой игры:
· моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих решений;
· распределение ролей между участниками игры;
· различие ролевых целей при выработке решений;
· взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
· наличие общей цели у всего игрового коллектива;
· коллективная выработка решений участниками игры;
· реализация цепочки решений в игровом процессе;
· многоальтернативность решений;
· наличие управляемого эмоционального напряжения;
· разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, экспертная оценка принимаемых действий участниками).
Подготовка деловой игры
1. Источниками деловой игры могут быть результаты исследования, проведенного на предприятии (например, результатов аудиторской проверки или маркетинга), печатные материалы, конкретная деятельность по управлению предприятием или персоналом.
|
|
2. Состав и количество участников игры зависит от анализируемой проблемы и целей (управленческих, педагогических, игровых и пр.). Уровень участников, их специализация и сфера практической деятельности должны соответствовать уровню решаемой проблемы.
3. Регламент определяется продолжительностью и этапностью ДИ. Как правило, деловая игра проходит от одного до нескольких дней, причем желательно без перерывов между днями и продолжительностью от 4 до 10 часов.
4. Сценарий ДИ или ее блок-структура включает в себя развернутое изложение сущности игры и последовательности ее реализации. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных групп.
Этапы ведения деловой игры
В любой деловой игре можно выделить следующие этапы ее проведения:
· введение в игру (участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом);
· разделение слушателей на группы (оптимальный размер группы 5-7 человек; в каждой выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли. Например, в игре Н. Борисовой "Доклад и дискуссия" у команды 7 ролей: "докладчик", "провокатор", "оппонент", "визуалист", "эксперт", "регистратор" и "организатор", а в игре А. Панфиловой "ЗАПРОС" каждая группа получает коллективную роль: "инноваторы", "оптимисты", "пессимисты", "реалисты" и т.п.);
|
|
· погружение в игру (слушатели получают "игровое задание", например: разработать "визитную карточку команды", подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре и т.д. или участвуют в тренинге на совместимость и срабатываемость);
· изучение и системный анализ ситуации или проблемы в каждой группе (участники получают материалы для анализа, установки поведения и правила игры);
· игровой процесс (в соответствии с принятой в каждой группе стратегией вырабатывается решение, разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются необходимые документы;
· общая дискуссия или пленум (происходит межгрупповое общение, каждая группа презентирует и обосновывает свои решения или проекты, идет обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы);
· подведение итогов игры (необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно, если ее итоги подводит не только преподаватель — организатор игры, но и специалисты по исследуемой проблеме);
· рефлексия (важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, достижения, потери и приобретения);
· "выгружение из игры" (с этой целью командам предлагается разработать "Памятку", или "Уроки, которые можно извлечь", или "МАСТАК").
Требования к преподавателю
Роль преподавателя при проведении деловых игр многогранна — организатор-инструктор до игры, аудитор-консультант во время игры, руководитель дискуссии и эксперт-аналитик при подведении итогов, фасилитатор при разрешении конфликтов, возникающих в процессе игры. Такое разнообразие ролей требует от преподавателя не только профессиональной, но и психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.
Кроме того, очень важен этический аспект взаимодействия со взрослыми слушателями, так как преподавателю приходится оказывать им психолого-педагогическую поддержку при стрессогенных и фрустрационных ("крушение надежды") ситуациях, связанных с неправильным решением, непониманием, интеллектуальным или физическим переутомлением, находя для участников игры адекватные слова и демонстрируя позитивные чувства.
Корректность должна демонстрироваться на всех этапах игры: при вмешательстве организатора в игровой процесс, при оценке деятельности, при "тупиковых" ситуациях и эмоциональной напряженности.
Деловая игра должна проходить в творческой атмосфере, при эффективном и конструктивном взаимодействии всех деловых партнеров, на эмоциональном подъеме и достижении взаимопонимания. Только в этом случае ДИ становится не просто инструментарием, эффективной педагогической технологией, но и может быть полезна для привития навыков принятия решений и руководства, развития способности к сотрудничеству и групповой работе, самокоррекции и личностного развития.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте понятие деловой игры.
- Какие существуют виды деловых игр? Охарактеризуйте один из них.
- Какие этапы Вы можете выделить в деловых играх?
- Назовите этапы ведения деловой игры.
Вопросы для размышления:
- Почему игровую технологию игры можно назвать одной из наиболее эффективных?
- Назовите причины, по которым технология игры редко применяется на практике.
- При каких условиях, на Ваш взгляд, игра будет проведена успешно?
- Возможно ли применение в деловой игре других, известных вам технологий обучения студентов? Аргументируйте свой ответ.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
Разработайте учебное занятие с применением деловой игры и проведите письменный анализ ее проведения на этом занятии.
Примерные темы рефератов и курсовых работ.
1. Технология деловой игры и развитие профессиональных компетенций будущих специалистов.
2. Психолого-педагогические условия применения технологии игры.
3. Технология игры и профессионализм преподавателя ВУЗа.
4. Спектр применения деловых игр.
5. Игра как одна из форм интерактивного обучения студентов в ВУЗе.
Рекомендуемая литература
- Борисова Н.В., Соловьева А.А. Деловая игра "Доклад и дискуссия в научно-технической пропаганде". — М., 1981.
- Борисова Н.В.Конструирование деловой игры./Новые методы и средства обучения.№2(б).-М.,1989.
- Дудченко B.C. Инновационные игры.— Таллин, 1989.
- Емельянов С.В., Бурков В.Н., Ивановский А.Г. и др. Метод деловой игры. Обзор.М., 1976.
- Кларин М.Б.Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5.
- Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. — Новосибирск, 1989.
- Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. — М., 1989.
- ЛевитесД. Современные образовательные технологии. М.2000.
- Новик М. Современные технологии в образовании./Новые знания.-1999.-№3,4.
- НъюстромДж.У., Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес. — М., 1997.
- Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности./Учебное пособие. — СПб., 1999.
- Панфилова А.П. Технология деловой игры./Новые знания.-2001.-№3.С.35.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г.Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. — М., 1991.
- Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры. — М., 1999.
- Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
- Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г.П.Синицыной.- Омск, 2002
- Хачатурян А. П. Игровое имитационное моделирование./Методическое пособие. - М., 1989.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. — М., 1991.
- Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М.: 2002
- Энциклопедия профессионального образования: В 3х т./ Под ред. С.Я. Батышева. Т 2. М.: АПО, 1999. – 488. – С. 34-35.
|
|