Понятие модуля

1. 1.Дж.Рассел: «Модуль - это учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия».

2. 2.Р.Бекирова, М.Чошанов: «Модуль - это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завешённую единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля».

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Цель модульного обучения: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов переработки учебного материала.

Методика модульной системы обучения была одобрена Постановлением Правительства РФ № 796 от 6 июля 1994 г. и рекомендована к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования и Госкомвуза РФ.

Концепция этой системы обучения была разработана экспертами МОТ на основе наиболее прогрессивных и эффективных образовательных систем европейских государств. Сегодня она успешно используется во многих странах мира.

В соответствии с данной методикой обучение строится по блочно-модульной системе. За основу берутся производственные задания, содержащиеся в работах, специальностях и профессиях. На каждое задание разрабатывается свой модуль трудовых навыков (МТН).

МТН в структурированном виде охватывает содержание профессиональной деятельности, осуществляемое в рамках конкретной работы, профессии, специальности или служебных обязанностей.

Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения

Модуль - средство организации учения студентов (самоучитель)

Технология модульного обучения - одна из технологий, которая является личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Важное достоинство данной технологии является её интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий интегрируемых в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, полного усвоения коллективных средств обучения и т. д.

Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в 3-х уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Началом подготовки к любому типу занятий, в т.ч. и по модульно-блочным технологиям является составление рабочей программы, в которой планируется определенное количество часов на предмет, в т.ч. теоретических, практических и на самостоятельное обучение.

В тексте программы после каждой темы или нескольких тем указываются вопросы для самоконтроля.

Планами предусмотрены следующие виды самостоятельных работ:

1. Для первичного овладения знаниями:

ü чтение текста учебника, дополнительной литературы;

ü составление схем по конспекту;

ü работа со справочниками, ГОСТами, правилами;

ü ознакомление с нормативными документами.

2. Для закрепления знаний:

ü работа с конспектом лекций;

ü повторная работа над учебным материалом;

ü составление таблиц для систематизации;

ü изучение нормативных документов;

ü ответы на контрольные вопросы;

ü подготовка к выступлению на семинаре;

ü решение задач и упражнений по образцу;

ü программированное обучение.

3. Для формирования умений:

ü решение вариантных задач и упражнений;

ü выполнение графиков контроля за технологическим процессом;

ü выполнение лабораторных работ;

ü анализ производственных ситуаций;

ü решение ситуационных производственных задач;

ü подготовка к деловым играм;

ü участие в деловых играх.

В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:

  • комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
  • конкретизация цели в предметных "учебных элементах", заданных стандартом образования
  • программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;
  • конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;
  • эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: