1. 1.Дж.Рассел: «Модуль - это учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия».
2. 2.Р.Бекирова, М.Чошанов: «Модуль - это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завешённую единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля».
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.
|
|
Цель модульного обучения: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов переработки учебного материала.
Методика модульной системы обучения была одобрена Постановлением Правительства РФ № 796 от 6 июля 1994 г. и рекомендована к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования и Госкомвуза РФ.
Концепция этой системы обучения была разработана экспертами МОТ на основе наиболее прогрессивных и эффективных образовательных систем европейских государств. Сегодня она успешно используется во многих странах мира.
В соответствии с данной методикой обучение строится по блочно-модульной системе. За основу берутся производственные задания, содержащиеся в работах, специальностях и профессиях. На каждое задание разрабатывается свой модуль трудовых навыков (МТН).
МТН в структурированном виде охватывает содержание профессиональной деятельности, осуществляемое в рамках конкретной работы, профессии, специальности или служебных обязанностей.
Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения
Модуль - средство организации учения студентов (самоучитель)
Технология модульного обучения - одна из технологий, которая является личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.
|
|
Важное достоинство данной технологии является её интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий интегрируемых в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, полного усвоения коллективных средств обучения и т. д.
Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в 3-х уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Началом подготовки к любому типу занятий, в т.ч. и по модульно-блочным технологиям является составление рабочей программы, в которой планируется определенное количество часов на предмет, в т.ч. теоретических, практических и на самостоятельное обучение.
В тексте программы после каждой темы или нескольких тем указываются вопросы для самоконтроля.
Планами предусмотрены следующие виды самостоятельных работ:
1. Для первичного овладения знаниями:
ü чтение текста учебника, дополнительной литературы;
ü составление схем по конспекту;
ü работа со справочниками, ГОСТами, правилами;
ü ознакомление с нормативными документами.
2. Для закрепления знаний:
ü работа с конспектом лекций;
ü повторная работа над учебным материалом;
ü составление таблиц для систематизации;
ü изучение нормативных документов;
ü ответы на контрольные вопросы;
ü подготовка к выступлению на семинаре;
ü решение задач и упражнений по образцу;
ü программированное обучение.
3. Для формирования умений:
ü решение вариантных задач и упражнений;
ü выполнение графиков контроля за технологическим процессом;
ü выполнение лабораторных работ;
ü анализ производственных ситуаций;
ü решение ситуационных производственных задач;
ü подготовка к деловым играм;
ü участие в деловых играх.
В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:
- комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
- конкретизация цели в предметных "учебных элементах", заданных стандартом образования
- программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;
- конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;
- эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля.