Тема 3. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики

Особенности организации финансов малого бизнеса. Финансы государственных унитарных предприятий. Финансы строительства, торговли, транспорта.

Функционирование каждого предприятия с той или иной формой собственности предусматривает и свои особенности в организации финансов. Они проявляются в формировании уставного фонда, в распределении прибыли, в формировании и использовании фондов денежных средств предприятия, взаимоотношении с бюджетом и т.д.

У предприятий с государственной формой собственности финансовые ресурсы в основном состоят из бюджетных средств. Их собственником является государство, которое передает бюджетные средства вновь создаваемым предприятиям во временное владение и распоряжение.

На предприятиях негосударственной формы собственности финансовые ресурсы формируются за счет долевых взносов учредителей, заемных и привлеченных финансовых ресурсов. Собственниками финансовых ресурсов являются учредители (акционеры).

Прибыль, полученная государственными предприятиями, является собственностью государства и распределяется в соответствии с действующим законодательством. На предприятиях негосударственной формы собственности полученная прибыль частично уплачивается в бюджет, оставшаяся принадлежит учредителям и распределяется в соответствии с их решением.

Финансы строительства

В строительном производстве участвуют два субъекта — заказчик и подрядчик. В связи с этим в строительстве существуют два вида финансов: финансы подрядчика и финансы заказчика строительства.

Финансы заказчика представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые и обновляемые основные фонды. Источниками формирования этих средств у заказчика являются: амортизация; чистая прибыль; прибыль и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; долгосрочные кредиты банков; ассигнования из бюджета; прочие источники.

Строительство конкретных объектов осуществляется строительной организацией на договорных условиях по заказу инвестора. Финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости, установленной на основе договоров.

По каждому объекту определяется стоимость строительства. Даже при типовом строительстве стоимость объекта, как правило, исключительно своя. Это связано с тем, что нулевой цикл (возведение фундамента) является в каждом конкретном случае своим в силу привязанности к местности.

Характер строительно-монтажных работ обуславливает различную степень материалоемкости и трудоемкости выполняемых работ на отдельных технологических этапах строительства, что определяет неравномерную потребность в оборотных средствах (начало строительно-монтажных работ и отделочные работы).

Продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого объема незавершенного производства, покрываемого оборотными средствами подрядной организации, поэтому наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает незавершенное производство. Выручка от сдачи выполненных работ заказчику (за готовую строительную продукцию) поступает неравномерно.

Финансы торговых организаций

Торговля является отраслью экономики, которая завершает процесс производства, т.к. доводит продукцию до конечного потребителя.

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому от того, как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций. Торговые организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты рынка подразделяются на два вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов.

В торговле не создается новой стоимости. Количество товаров, поступивших в торговую сеть от поставщиков, не увеличивается, а стоимость их растет в результате того, что затрачивается труд на их хранение и реализацию. Через торговлю происходит продолжение процесса производства в сфере обращения. Это связано с тем, что производство считается завершенным только в том случае, когда готовая продукция нашла своего потребителя.

В структуре основных фондов на долю торгово-производственного назначения приходится до 80%, в структуре оборотных средств до 90% занимают товарные запасы и товары отгруженные.

Важная особенность финансов торговли состоит в том, что в этой отрасли иначе ставится задача экономии издержек. Финансовое состояние торгового предприятия в значительной степени зависит от оптимального размера издержек обращения и времени реализации товаров покупателям, отсюда важным финансовым показателем деятельности торгового предприятия является скорость обращения оборотных средств.

Финансы предприятий транспорта

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

· продукция транспорта не имеет вещественной формы (транспорт лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики);

· транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

· цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

· продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

· в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях.

Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого этапа во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех этапов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: