Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.
По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства, общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия в различных, жизненных ситуациях. Следовательно, при формировании способностей необходимо организовывать соответствующие виды и способы деятельности и общения, чтобы происходило активное их преобразование в соответствующие личностные свойства.
Исходным условием развития способностей считаются задатки. От них зависит, насколько успешно ребенок может овладеть способами деятельности и общения. При этом особое значение имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса (сенситивные периоды). Чем раньше обнаруживаются проявления задатков и начинается процесс работы над ними, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата.
|
|
Комплексность и многообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей.
Основными условиями, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:
1. Наличие благоприятной социальной среды.
2. Наличие благоприятных задатков.
3. Ориентация на ранние возрастные сроки.
4. Ориентация на сенситивные периоды.
5. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.
6. Комплексный подход.
7. Правильная организация системы необходимых упражнений.
8. Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.
9. Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.
Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.