1. Стандартные шкалы
Эти шкалы названы так потому, что масштабом в них служат стандартные (среднеквадратические) отклонения. Простейшей стандартной шкалой является Z-шкала. В этой шкале начисляемые очки равны нормированному отклонению (отклонению от средней, выраженному в единицах стандартного отклонения).
,
где: - оцениваемый результат,
- среднее арифметическое значение,
- среднеквадратическое (стандартное отклонение)
Из-за отрицательных значений эта шкала неудобна и используется редко.
Наиболее популярна среди стандартных шкал - Т-шкала.
,
Здесь средняя приравнивается к 50, а стандарт к 10 очкам.
С-шкала - используется при массовых обследованиях, когда не требуется большой точности.
С = 5+2Z
Шкала школьных отметок:
Н = 3-Z, используется в ряде стран Европы.
Шкала Бине:
В = 100 + 16·z, используется при психологических исследованиях.
Стандартные шкалы являются пропорциональными. Они пригодны, если распределение результатов теста близко к нормальному.
2. Перцентильные шкалы основаны на том, что каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он победил. Таким образом, оценка победителя - 100 очков. Эта шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное. Это значит, что очень высокие и низкие результаты показывают единицы из группы, а средние - большинство.
|
|
Простота обработки результатов и наглядность перцентильных шкал обусловила их мировое применение в практике. Перцентильные шкалы относятся к сигмовидным.
3. Представителем пропорциональных шкал является шкала выбранных точек. Она разработана следующим образом: берут высокий результат и приравнивают к 1000 очкам, а среднее достижение группы слабо подготовленных лиц приравнивают к 100 очкам. Затем эти две точки соединяют и по прямой линии определяют количество очков за результат.
4. В видах спорта циклического характера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких параметров, как длина дистанции и вес спортсмена. Эти зависимости называют параметрическими.
5. Для случаев, когда условия тестирования не остаются постоянными, разработана шкала ГЦОЛИФКа, в основе которой лежит математическое выражение:
Если спортсмены проходят испытания в комплексе (батарее) тестов, то оценивание можно проводить двумя основными способами.
1. Для последующего анализа используются оценки, полученные отдельно по каждому тесту. Очень часто в таких случаях применяют графическую форму представления результатов тестирования - так называемые профили.
|
|
2. Выводится итоговая оценка по всему комплексу тестов. Здесь возможны два варианта:
а) суммируют оценки, полученные по отдельным тестам, входящие в комплекс, как выводят итоговые оценки на соревнованиях по многоборьям;
б) оценки, полученные за отдельные виды, сначала умножают на коэффициенты ("веса"), различные для каждого теста, а уже потом складывают.
Такая итоговая оценка по комплексу тестов называется взвешенной оценкой. Ее используют, когда надо усилить значение отдельных видов.
Для более важных тестов "веса" делают высокими.
7.2. РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
«Основы теории педагогических оценок»
Задание: Используя данные таблицы №1 (лаб. раб. №1) тестирования студентов группы в показателях:
- результаты ___________________________________________________
- результаты ___________________________________________________
- результаты ___________________________________________________
перевести спортивные результаты в баллы по каждому из предлагаемых тестов, применив следующие шкалы оценок: 1 – перцентильная шкала, 2 – шкала выбранных точек, 3 – стандартная Т-шкала, 4 - шкала ГЦОЛИФК.
Ход работы:
1. Занести результаты тестирования в таблицу 6.
2. Рассчитать количество баллов, используя шкалы оценок.