1. Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т. д.). Объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.
2. Прочтите и обратите внимание на то, как изменяется смысл предложения в зависимости от: а) употребленного предлога; б) видо-временной формы глагола.
3. Выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте перевод последнего. Назовите грамматические ориентиры смыслового глагола.
4. Разметьте синтагмы в предложениях.
5. Прочтите, подчеркните и выпишите синтагмы (фразы) в тексте, обозначающие ….
6. Найдите в предложениях и выпишите синтагмы, соотнесите их с эквивалентами в родном языке. (Эквиваленты приводятся.)
7. Обозначьте вертикальными черточками границы (начало и конец) каждой именной группы (группы сказуемого).
8. Найдите подлежащее, относящееся к выделенному сказуемому, и определения, относящиеся к указанному существительному.
9. Составьте предложения из синтагм, расположенных в произвольном порядке.
|
|
10. Установите, в какой из приведенных пар предложений объясняется причинность события (явления, процесса). Укажите используемые для этого слова.
11. Запишите под соответствующим заглавием номер предложения, в котором союз … служит для обозначения: а) перечисления действий; б) сообщения результата; в) следствия; г) противопоставления; д) дополнительного сообщения.
12. Укажите слово, которым следует заполнить пропуск во вторых предложениях, чтобы они подтверждали смысл первых. (Слова приводятся.)
13. Среди приведенных ниже предложений найдите те, которые поясняют данное (предшествуют ему, следуют за ним).
14. Заполните пропуски союзами (союзными словами) в соответствии со смыслом предложений.
15. Слушая чтение диктора, подчеркните в вашем экземпляре текста слова, на которые он делает ударение (логическое ударение).
Очень важно, чтобы обучаемые овладели поисковыми действиями при чтении: знали, где искать смысловой глагол, где может стоять вспомогательный глагол и т.п. Этому может способствовать использование алгоритмов и памяток.