Овладение структурно-композиционными особенностями научных (научно-популярных) текстов

1. Просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение, повествование).

2. Просмотрите текст и скажите, содержит ли он, с вашей точки зрения, интересную информацию.

3. Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.

4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте ошибки.

5. Выберите из напечатанных на отдельных кар­точках текстов вводную, основную и заключитель­ную части статьи. Составьте из них статью.

6. Выделите в тексте вводную и основную части.

7. Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонен­тах (заглавии, вводной или основной части) она формулируется.

8. Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, дайте свой вариант.

9. Выделите в тексте вводную, основную и заклю­чительную части.

10. Найдите заключительную часть текста. Дает­ся заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.

11. Составьте общее представление о содержа­нии текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).

12. Прочтите первые предложения … абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

13. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому вы­воду.

14. Прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.

15. Просмотрите текст, ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой в тексте), составьте план основного содержания текста.

16. Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строя­щегося объекта, описанного в тексте.

17. Ознакомьтесь с графическим изображе­нием … в тексте. Затем прочитайте текст и скажи­те, соответствует ли изображению содержание текста.

18. Бегло просмотрите текст. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите а) вы­ражают ли они одну и ту же мысль; б) выражают ли они общее содержание текста.

19. Прочтите второе предложение первого абзаца и первые предложения всех последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.

20. Составьте макет структуры текста, обозначая абзацы светлыми прямоугольниками, а предложения, выражающие общую мысль, заштрихованными пря­моугольниками меньшего размера. Обозначьте каж­дый заштрихованный прямоугольник в соответствии с порядковым номером ключевого предложения дан­ного абзаца. Проверьте свой ответ по ключу.

21. Перерисуйте на свою контрольную карточку приведенную структурно-смысловую схему и запол­ните ее. Проверьте свой ответ по ключу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: