По сравнению с другими видами для пригородных пассажирских перевозок характерны следующие особенности:
· перевозка большого числа пассажиров на короткие расстояния — обычно от 10 до 50 км от головной станции участка;
· неравномерность движения по часам суток, дням, месяцам и сезонам. Неравномерность, в первую очередь, обусловливается следованием большого числа пассажиров утром, преимущественно в город, на работу, а вечером, после работы— обратно. В выходные и праздничные дни поток пассажиров имеет обратное направление. Для отдельных участков с ярко выраженным характером сезонных поездок коэффициент месячной неравномерности колеблется в пределах 1,3-1,8.
· быстрое убывание пассажиропотока по мере удаления от города. На многих пригородных участках происходит резкое падение пассажиропотока в отдельных местах по длине участка. Места перепада, как правило, совпадают с крупными населенными пунктами и являются границами зон пригородного движения;
· необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров. Частота остановок зависит от плотности населения пригородных участков, суточной и часовой неравномерности пассажиропотока. Для большинства крупных административно-хозяйственных и промышленных центров с большим пассажиропотоком и интенсивными размерами движения целесообразное расстояние между смежными остановками пригородных поездов в головной зоне участка составляет 2-3 км, а для отдельных пригородных участков особо крупных узлов — 1-2 км;
· потребность необходимой частоты движения для максимального сокращения времени ожидания пассажирами поездов.
Требования, предъявляемые к пригородному движению. Для четкой организации пригородных перевозок и быстрейшего передвижения пригородных пассажиров количество поездов по часам суток и дням должно полностью соответствовать размерам пассажиропотока с учетом необходимой частоты движения. Кроме того, должны быть обеспечены:
· высокая ходовая скорость движения поездов;
· минимальное время на разгон и замедление, что особенно важно при наличии многих остановок;
· малая продолжительность стоянок поездов за счет быстрой посадки и высадки пассажиров, для чего у вагонов должно быть достаточное число дверей и широкие проходы внутри.
Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют электрифицированные линии с мотор-вагонным подвижным составом при наличии высоких пассажирских платформ. На электрифицированных пригородных участках с интенсивным движением применяются электропоезда типа ЭР.
На неэлектрифицированных пригородных линиях с пассажиропотоком до 20 тыс. человек в сутки целесообразнее применять дизель-поезда и автомотрисы, являющиеся весьма экономичным подвижным составом.