ХИМИЯ
Учебное наглядное пособие
Новокузнецк
2010
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Е.М.Рыбалкин
О.Ю. Ковалик
ХИМИЯ
Рекомендовано редакционно-издательским советом вуза
в качестве учебного наглядного пособия
для студентов технических вузов
Новокузнецк
УДК 54 (075)
Р 931
Рецензент
зав. кафедрой химии ГОУ ВПО УГМА Росздрава,
д.х.н., профессор
Тхай В.Д.
Рыбалкин Е.М., Ковалик О.Ю.
Р 931 Химия: Учебное наглядное пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2010 – 180 с.
Содержит краткий лекционный материал по всем разделам дисциплины «Химия». Является учебным пособием для самостоятельной работы студентов.
Предназначено для студентов первого курса всех специальностей.
УДК 54 (075)
© Сибирский государственный
индустриальный университет,
© Рыбалкин Е.М., Ковалик О.Ю., 2010
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Предисловие. 2
Раздел 1. Основные понятия и законы химии.. 2
1.1. Атомно-молекулярное учение. 2
1.2. Законы химии. 2
1.3. Эквивалент. 2
Раздел 2. Классификация неорганических веществ.. 2
2.1.Оксиды.. 2
2.2. Гидроксиды металлов. 2
2.3. Кислоты.. 2
2.4. Соли. 2
2.5. Комплексные соединения. 2
Раздел 3. Растворы... 2
3.1. Способы выражения концентрации растворов. 2
3.2. Растворы неэлектролитов. 2
3.3. Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. 2
3.4. Ионно-молекулярные уравнения реакций. 2
3.5. Гидролиз. 2
Раздел 4. Элекрохимические системы... 2
4.1. Степень окисления. 2
4.2. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) 2
4.3. Гальванический элемент Даниэля-Якоби. 2
4.4. Электродвижущая сила (ЭДС) 2
4.5. Электролиз. 2
4.6. Коррозия и защита металлов от коррозии. 2
Раздел 5. Периодический закон Д.И.Менделеева.. 2
5.1. Строение атома. 2
5.2. Модель состояния электрона в атоме. 2
5.3.Основные положения строения электронных оболочек атома. 2
Раздел 6. Химическая связь. 2
Раздел 7. Химическая кинетика и равновесие.. 2
Раздел 8. Химическая термодинамика.. 2
8.1. Параметры состояния системы.. 2
8.2. Закон Гесса. 2
Раздел 9. Химия элементов.. 2
Раздел 10. Органическая химия.. 2
10.1.Углеводороды.. 2
10.2. Кислородсодержащие органические соединения. 2
Раздел 11. Аналитическая химия……………………………2
11.1. Методы качественного анализа. 2
11.2. Методы количественного анализа. 2
11.3. Спектроскопические методы анализа. 2
11.4. Дифрактометрический метод анализа. 2
Раздел 12. Химия окружающей среды... 2
Раздел 13. Коллоидная химия.. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Физико-химические постоянные. 2
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Относительные электроотрицательности
элементов………….…………………………………………………... 161
Приложение В. Периодическая система элементов
Д.И. Менделеева………………………………….………………........162
Приложение Г. Растворимость веществ в воде
при температуре 250С………………..………………………………..164
Приложение Д. Эбулиоскопические и криоскопические
константы некоторых растворителей………………………….……..165
Приложение Е. Произведения растворимостей………………....165
Приложение ж. Возможные степени окисления элементов…...166
Приложение И. Электронное строение атомов в основном
состоянии……...……………………………………………………….169
Приложение К. Стандартные термодинамические
функции образования………...……………………………………….172
Приложение л. Нормальные (стандартные)
окислительно-восстановительные потенциалы…………..…………176
Предисловие
В последние годы изучение химии становится для многих студентов серьезной проблемой. Разрыв между требованиями стандартных программ и возможностями студентов ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к успешной сдаче экзаменационных испытаний.
Очевидно, что знаний в объеме образовательного стандарта средней школы недостаточно, и учащиеся нуждаются в прохождении систематического курса химии коррекционного плана, в задачи которого входит:
− углубление имеющихся химических знаний и ликвидация пробелов;
− систематизация знаний, обучение умению пользоваться справочными материалом;
− расширение кругозора учащихся.
Предлагаемое учебное пособие разрабатывалось именно в расчете на использование в этих целях. Оно содержит в себе полный курс химии, включая аналитическую химию, химию окружающей среды и коллоидную химию. Многие главы содержат дополнительный материал, который может пригодиться студенту – участнику олимпиады по химии.
Изучение курса может проходить как самостоятельно, так и во время индивидуальных занятий с преподавателем.
Авторы заранее благодарны своим читателям и будут искренне признательны за все замечания и пожелания по улучшению пособия.