Исследование импрессивной речи. Приводимые ниже задания предлагается детям с алалией в возрасте от 5 лет и старше

Приводимые ниже задания предлагается детям с алалией в возрасте от 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая держит флажок», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи дедушку, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок (можно использовать картинки, с помощью которых мы проверяли понимание распространенного предложения): «Покажи, что держит в руке девочка». «Покажи, что вяжет бабушка», «Покажи, чем вяжет бабушка» и т.д.

предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стул». «Возьми кубик из ящика» и т.п. При работе можно использовать картинки.

- дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где чашка, а где чашки», «Где стул, а где столы», «Где книга, а где книги». И т.д.

- дифференциация глаголов с различными приставками. Посмотри на картинку, где попугай залетел в клетку - вылетел из клетки, вышел из клетки, вошел в клетку 1 т.д.


Понимание сложноподчиненных предложении. Показать на картинках: «Дедушка чинит машину, которую сломал внук. Кто сломал машину?» Рхли ребенок говорит, то ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за ягодами, когда кончился дождь. Когда дети пошли за ягодами: до дождя или после него?»



Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких животных. Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет «У кошки котенок. У лошади жеребенок» и т.д. Ребенок показывает соответствующее изображение. Можно провести с ребенком игру «Помоги маме отыскать своего детеныша».

Понимание слов с противоположным значением (Для детей от 6 лет и старше). Логопед называет пары слов, а ребенок выбирает соответствующую картинку:

Входит - выходит, подходит - отходит, открывает-закрывает, стоит - идет, влетает - вылетает, высоких - низкий, большой - маленький

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме. Для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучающих развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы Гвоздева А.Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: