Пути восприятия хадисов и формы их передачи
Насчитывается восемь путей восприятия хадисов: слушание того, что говорит шейх, чтение шейху, иджаза, мунаваля, китаба, и‘лям, васийа и виджада.
Ниже я кратко останавливаюсь на каждом из этих путей и столь же кратко указываю на то, какими оборотами речи пользовались мухаддисы в каждом отдельном случае.
1. السَّماع من لَفظِ الشَّيْخ Слушание (сама‘) того, что говорит шейх
а) Имеется в виду тот случай, когда шейх читает, а ученик слушает, независимо от того, читает ли шейх по памяти или по своим записям, и независимо от того, слушает ученик и записывает или только слушает, не делая записей.
б) Степень этого пути: по общему мнению, слушание является высшей из степеней восприятия.
в) Обороты речи, использовавшиеся при передаче.
1. Прежде чем получили определённые обороты речи, относящиеся к каждому виду путей восприятия, стали общеупотребительными, человеку, который сначала слушал, а потом передавал услышанное другим, при передаче можно было говорить: «Я слышал…», или: «Передал мне…», или: «Сообщил мне…», или: «Известил меня…», или: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…»
|
|
2. Со временем для обозначения каждого из путей восприятия стали использоваться свои обороты речи:
– Для слушания: «Я слышал…», или: «Передал мне…»
– Для чтения: «Сообщил мне…»
– Для «иджазы»: «Известил меня…»
– Для того, что именуется “сама‘ аль-музакяра”[159]: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…»
2. القِراءةُ عَلَى الشَّيْخ Чтение шейху
Большинство мухаддисов обозначает такое чтение термином “‘ард” (изложение).
а) Имеется в виду такой случай, когда ученик читает, а шейх слушает,[160] или же читает кто-то другой, а он слушает, независимо от того, читается ли это по памяти или по записям, и независимо от того, следит ли шейх за читающим по памяти, или следит за чтением по своим записям, или же за чтением следит по записям шейха другой достойный человек.
б) Суждение о передаче хадиса после чтения его шейху: все вышеупомянутые формы передачи хадисов после предварительного чтения их шейху являются бесспорно правильными.
в) Степень такой передачи: о степени такой передачи высказывались три разных мнения.
1. Такая передача равна слушанию (сама‘). Как сообщается, такого мнения придерживались Малик, аль-Бухари и большая часть улемов Хиджаза и Куфы.
2. Степень такой передачи ниже степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживалось большинство улемов Востока, и это мнение является правильным.
|
|
3. Степень такой передачи выше степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживались Абу Ханифа, Ибн Абу Зи’б и, по некоторым сведениям, Малик.
г) Фразы, использовавшиеся при такой передаче.
1. Наиболее надёжным является использование таких оборотов как: «Я прочитал такому-то», или: «Я слышал, как ему было прочитано, и шейх подтвердил это».
2. Допускается использование оборотов, указывающих на слушание и связанных со словом «чтение»[161], например: «Он передал нам /хаддаса-на/ то, что было прочитано шейху…»
3. Среди многих мухаддисов получило распространение использование фразы «он сообщил нам» /ахбара-на/, но без всего того, что должно за ней следовать.
3. Иджаза (разрешение)
а) Определение: так именуется устное или письменное разрешение на передачу хадиса.
б) Форма такого разрешения: примером может служить тот случай, когда шейх говорит одному из своих учеников: «Я разрешаю тебе передавать с моих слов “Сахих” аль-Бухари».
в) Виды иджазы: Есть много видов иджазы, пять из числа которых упоминаются мною ниже:
1. Когда шейх даёт разрешение определённому лицу на передачу определённых хадисов, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать “Сахих” аль-Бухари». Этот вид является высшим видом الإجازَة “иджазы”, отделённой от “вручения” المُناوَلَة (мунаваля).
2. Когда шейх даёт разрешение на передачу определённому лицу без указания на определённые хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать то, что ты от меня услышал».
3. Когда шейх даёт разрешение на передачу неопределённому лицу без указания на определённые хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю моим современникам передавать то, что они от меня слышали».
4. Когда шейх даёт разрешение на передачу какого-нибудь свода хадисов, не указывая на его составителя или же когда он даёт разрешение на передачу хадисов неопределённому лицу, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать хадисы из книги “Сунан”», в то время как сам он передавал хадисы из целого ряда книг с таким названием, или же когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы Мухаммаду бин Халиду ад-Димашки», хотя известен целый ряд лиц с таким именем.
5. Разрешение несуществующему человеку: Такое разрешение может быть либо связано с уже существующим человеком, когда шейх говорит: «Я разрешаю передавать хадисы такому-то и тому, кто у него родится», либо касаться только несуществующего человека, когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы тому, кто родится у такого-то».
г) Суждение о разрешении (иджаза).
Что касается первого вида, то, согласно наиболее распространённому мнению и сложившейся традиции, передача хадисов таким путём и использование их на практике разрешается.
Если же говорить об остальных видах “иджазы”, то здесь наблюдаются значительные и многочисленные разногласия, однако в любом случае восприятие и передача хадисов такими путями является неполноценной и к этому надо подходить очень осторожно.
д) Обороты, используемые при передаче путём разрешения (иджаза):
1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то дал мне своё разрешение».
2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Он передал нам, дав своё разрешение…», или: «Он сообщил нам, дав своё разрешение…»
3. Терминология более позднего времени: «Он известил нас…» Этот оборот предпочитал автор книги «Аль-виджаза».[162]
4. Мунаваля (вручение)
а) Виды передачи путём вручения. Таких видов насчитывается два:
1. Вручение в сочетании с разрешением (иджаза), что является высшим изо всех видов “иджазы”. Одной из форм такой передачи является тот случай, когда шейх вручает ученику свои записи и говорит ему: «Это – передаваемое мной со слов такого-то, ты же передавай это с моих слов», после чего он либо дарит эти записи ученику, либо даёт их ему на время для того, чтобы тот переписал их.
|
|
2. Вручение, не сочетающееся с разрешением: Имеется в виду такой случай, когда шейх вручает ученику свои записи, ограничиваясь словами: «Это – то, что я слышал.»
б) Суждение о передаче хадисов путём вручения:
1. Если вручение сочетается с разрешением, то передача хадисов таким путём допускается, но такой путь занимает более низкое положение, чем слушание хадисов и чтение их шейху.
2. Если вручение с разрешением не сочетается, то и передача хадисов таким путём не допускается.
в) Обороты речи, используемые при передаче путём вручения:
1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Вручил мне», или: «Вручил мне и дал мне своё разрешение…», если вручение сочетается с разрешением.
2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Передал и вручил нам…», или: «Сообщил и вручил нам, дав своё разрешение…»
5. الكِتابَة Китаба (записывание)
а) Имеется в виду случай, когда шейх собственноручно записывает то, что он слышал, для присутствующего или отсутствующего человека или велит сделать это кому-нибудь другому.
б) Виды передачи хадисов путём записывания. Есть два вида такой передачи:
1. Записывание в сочетании с разрешением (иджаза): Имеется в виду такой случай, когда шейх говорит ученику: «Я разрешаю тебе передавать то, что для тебя я записал», или тому подобные слова.
2. Записывание, не сочетающеся с разрешением: Имеется в виду такой случай, когда шейх записывает для ученика несколько хадисов и посылает их ему, не давая ему своего разрешения на их передачу.
в) Суждение о передаче хадисов путём записывания:
|
|
1. Если речь идёт о записывании в сочетании с разрешением, то передача хадисов таким путём является правильной и по своей правильности и силе она подобна вручению в сочетанию с разрешением.
2. Что же касается записывания, которое не сочетается с разрешением, то некоторые считают такую передачу недопустимой, а другие её разрешают. Мухаддисы считают правильным допустимость этого, поскольку это подобно передаче при наличии разрешения.
г) Является ди наличие доказательства необходимым условием для признания подлинности почерка?
Правильное мнение состоит в том, что если тот, кому это было написано, знает почерк писавшего, то этого достаточно, так как почерки людей отличаются друг от друга.
д) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём записывания:
1. Ясное указание на то, что записывание имело место. Примером является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то написал мне».
2. Допускается использование фраз, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Такой-то передал мне или собщил мне в письменном виде…»
6. الإعْلام И`лям (уведомление)
а) Имеется в виду такой случай, когда шейх уведомляет ученика, что данный хадис или данная запись тем, что он слышал.
б) Суждение о передаче хадиса путём уведомления:
Правильное мнение состоит в том, что передавать его нельзя, поскольку может быть известно, что данный хадис передавал именно этот шейх, но тем не менее передавать его недопустимо по причине имеющихся в нём недостатков. Если же шейх дал разрешение ученику на передачу этого хадиса, то передавать его можно.
в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём уведомления:
При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Мой шейх уведомил меня о том-то».
7. الوَصِيَّة Васийа (распоряжение)
а) Имеется в виду такой случай, когда перед смертью или перед тем, как отправиться в путь, шейх распоряжается отдать кому-либо одну из записей, по которым он передавал хадисы.
б) Суждение о передаче хадиса путём распоряжения:
Правильное мнение состоит в том, что передавать такой хадис нельзя.
в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём распоряжения:
При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Такой-то дал мне распоряжение относительно того-то…», или: «Такой-то передал мне, отдав распоряжение…»
8. الوِجادَة Виджада (обнаружение)
Это слово является масдаром от глагола “ваджада” (находить).
а) Имеется в виду такой случай, когда ученик, знающий почерк шейха, находит записанные его рукой хадисы, которые этот шейх передаёт, однако сам он его не слушал и не получал от него разрешения на передачу хадисов.
б) Суждение о передаче хадиса путём обнаружения: передача хадиса путём обнаружения подобна передаче хадисов, относящихся к категории “мункати‘”,[163] однако в этом есть и нечто общее с передачей тех хадисов, иснады которых являются непрерывными.
в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём распоряжения:
При передаче такого хадиса передатчик, обнаруживший его, говорит: «Я обнаружил запись, сделанную рукой такого-то, относительно того-то…», или: «…прочитал запись, сделанную рукой такого-то, относительно того-то…», после чего приводит иснад и матн хадиса.