Муниципальное управление: понятие и особенности

Термин «муниципальное управление» в разных публикациях трактуется по-разному. В научном плане муниципальное управление можно рассматри­вать как составную часть общей науки об управлении в сложных социально-экономических системах и одновременно как составную часть муниципальной науки – науки о местном самоуправления. Это комплексная наука, включающая элементы ряда научных дисциплин' экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории уп­равления и многих других. Такой характер науки о. муниципальном управлении отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности.

Муниципальное управление как особый вид управленческой де­ятельности начало формироваться и России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления. Во всякой системе управле­ния имеются объект управления, субъект управления, предмет управ­ления. Объектом муниципального управления, как уже отмечалось, является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление: В качестве субъ­ектов муниципального управления выступают население муници­пального образования — местное сообщество, объединенное общими интересами (муниципальный интерес) в решении проблем своего жизнеобеспечения и развития, а также органы местного самоуправле­ния, избранные местным сообществом и действующие от его имени, Предмет муниципального управления – регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образо­вания в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов

Муниципальному управлению присущ ряд особенностей:

1. Наличие особых критериев эффективности. Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.

2. Роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

3. Местное сообщество – главный ресурс муниципального управления. Муниципальное управление опирается на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

4. Муниципальное управление основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов.

5. Множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, «латанию дыр» перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Таким образом, муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: