Основные цели муниципального регулирования потребительского рынка:
- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
- защита интересов низкодоходных групп населения;
- обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
- защита прав потребителей.
Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рисунке.
|
|
┌────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐
│ Установление │ │ Выделение земельных участков │
│ налоговых льгот │ │ для размещения объектов, сдача │
│ и льготные кредиты │ │ помещений в аренду │
└────────┬───────────┘ └────────────┬───────────────────┘
└────────────┬─────────────┘
┌─────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐
│ Выдача гарантий ├┐ │ ┌┤ Снижение для жизненно │
│ по займам ││ │ ││ важных предприятий │
└─────────────────┘│ │ ││тарифов на коммунальные│
┌─────────────────┐│┌───────┴───────┐││ услуги │
│ Выдача │││ Механизмы ├┤└───────────────────────┘
│ муниципального ├┼┤ ││┌───────────────────────┐
|
|
│ заказа │││ │││ Изменение ставок │
└─────────────────┘│└───────┬───────┘├┤ арендной платы │
┌─────────────────┐│ │ │└───────────────────────┘
│ Установление ││ │ │┌───────────────────────┐
│ обязательного ││ │ ││ Административный │
│ (минимального) ├┘ │ └┤контроль за соблюдением│
│ ассортимента │ ┌──────┴─────┐ │ прав потребителей, │
│ социально │ │Страхование │ │ правил торговли, │
│ значимых товаров│ │коммерческих│ │ санитарии, окружающей │
└─────────────────┘ │ рисков │ │ среды │
└────────────┘ └───────────────────────┘
Рис. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
В таблице приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.
Формы и методы воздействия на потребительский рынок