Самостоятельная работа. Необходимость активизации инновационного процесса: проблемы и перспективы

Необходимость активизации инновационного процесса: проблемы и перспективы. Управление инновациями на предприятии. Развитие инновационных процессов в промышленности РК

Понятие «инновация» происходит от английского слова и означает «введение новшеств». Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров и услуг) и улучшения её качества, совершенствования технологий изготовления и организации их производства.

Предприятие непрерывно вводит новшества во все сферы деятельности. К этому его вынуждают объективные внешние процессы:

· рост народонаселения и его возрастающие потребности;

· развитие науки и техники;

· всеобщее расширенное воспроизводство и конкуренция.

Инновации могут относиться как к техники, технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышении эффективности производства.

Инновационная активность в современных условиях зависит от научно-технического потенциала предприятия включающего:

· научно-технические и инженерные кадры;

· материально-техническую базу научно-технической деятельности (научное оборудование в экспериментальных подразделениях и т.д.;

· информационное обеспечение (банки данных, личная документация);

· систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала и характеризуется следующими показателями:

Кадровые - число научно-технических специалистов, их квалификация, творческие способности, опыт, эрудиция, стремление к дальнейшему повышению квалификации, готовность к внедрению нового и восприимчивость к нововведениям, приходящим в организацию извне.

Материально-технические - величина затрат на НИОКР, уровень оснащенности сотрудников, занимающихся научными разработками (оборудование, приборы, ЭВМ и т.д.).

Уровень развития и возможности системы научно-технической информации - количество и качество накопленных информационных фондов; возможности и качества работы органов распространения технической информации; степень удовлетворения потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации.

Организационно-управленческие - состояние и уровень управления в сфере НИОКР: степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам, система мотивации и стимулирования персонала.

Инновационные - количество открытий, изобретений за определенный период; число полученных патентов на изобретение и промышленные образцы; свидетельства на полезные модели, проданные и приобретенные предприятием лицензии, в том числе за пределами страны; показатели патентной чистоты и патентной защиты новых изделий.

Обобщающие - количество осуществленных за период мероприятий, экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий.

Параметры Текущее состояние,балл Перспективное состояние, балл
плохое хорошее плохое хорошее
                     
1.Кадровые              
2.Материально-технические                  
3.Информационные              
4.Организационно-управленческие                      
5.Инновационные                      
6.Обобщающие                  
                         

Рисунок 7 - Научно-технический профиль предприятия

Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространение новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребностей. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

· Приоритет инновационного производства над традиционным.

· Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения и их окупаемость.

· Адаптивность: создание организационной структуры, соответствующей новым идеям.

Предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

Полный инновационный цикл (фундаментальные исследования – поисковые исследования – прикладные научно-исследовательские работы (НИР) - опытно-конструкторские работы (ОКР) – промышленное освоение – производство – сбыт).

Далее идет еще пять видов инновационной деятельности, каждый последующий из которых на один этап цикла короче. Так следующий вид уже не включает фундаментальные исследования и начинается сразу с поисковых исследований. Последний вид инновационной деятельности – только производство.

Фундаментальные научные исследования - теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально-новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека.

Поисковые научные исследования направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей.

Прикладные научные исследования направлены преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных задач.

Опытно - конструкторские работы имеют целью создание новых продуктов, систем, услуг и методов их дальнейшего совершенствования; выполнение ОКР базируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований.

Стратегическая инновация решает масштабные цели организации по их выживанию в долгосрочной перспективе; ориентирована на достижение целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей. Инновационная деятельность такого масштаба представляет собой сплав всех функций; она объединяет исполнителей по всем стадиям цикла создания и реализации нового продукта, то есть исполнителей всех функций организации.

Стратегическая инновация имеет следующие особенности:

ü Необходимость лидера;

ü Концепция общего развития организации;

ü Структурная основа проекта;

ü Команда руководителей различных звеньев;

ü Полномочия и ответственность;

ü Стратегический маркетинг: сегментация рынка, позиционирование нового товара;

ü Ранжирование стратегических задач. Проводится в силу ограниченности ресурсов и инвестиций;

ü Высокое качество работ;

ü Стратегическое партнерство с поставщиками, соисполнителями, потребителями;

ü Сжатие процесса во времени: параллельно – итерационный (перекрестный) метод выполнения работ;

ü Операционный маркетинг: подготовка нового продукта к рынку, его сервисное обслуживание и поддержка;

ü Операционная инноватика: работа с текущими разработками, проведение усовершенствований.

Любой инвестиционный проект содержит определенную степень риска. Риск выражается как в неудаче проекта такового, так и в его неэффективности, либо в недостаточной эффективности. Причины неудачи проекта могут быть внешними (неадекватная реакция рынка, действия конкурентов) или внутренними (ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории: природно-естественные риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски.

К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п. Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Политические – риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта.

Транспортные риски – это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным и т.д.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Производственные риски – риски связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов, и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудования, сырья, транспорта и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, не поставки товара и т.п.

Финансовые риски связаныс вероятностью потерь финансовых ресурсов, то есть денежных средств, обесценивания финансовых активов.

Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенных выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Цели процесса инновации:

ü Нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения;

ü проведение НИОКР;

ü налаживание серийного производства продукции;

ü одновременная подготовка и организация сбыта;

ü внедрение нового товара на рынок;

ü закрепление на новых рынках с помощью совершенствования технологии, повышение конкурентоспособности товара.

Основные этапы процесса инновации:

ü Систематизация поступающих идей (сбор информации о технологических изменениях в отрасли (подотрасли), о потенциальных возможностях фирмы, о сегментах рынка и тенденциях их развития);

ü отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта;

ü анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга;

ü создание нового продукта;

ü тестирование на рынке;

ü внедрение нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту.

Организационная структура оказывает заметное воздействие на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются:

ü долгосрочное повышение квалификации персонала;

ü накопление научно – технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов;

ü передача научно – технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до сферы НИОКР;

ü обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами НИОКР;

ü предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте;

ü стиль лидера, отвечающий социальным и организационным процессам;

ü выявление научно – технического профиля компании;

ü стимулирование творчества персонала.

Наиболее широко применяются организационные структуры управления инновационной деятельностью:

ü управление по дисциплинам;

ü управление проектами;

ü организация по продукту;

ü матричная организация;

ü венчурное управление.

Управление по проектам предполагает, что для координации работ по каждому проекту создаются специальные комитеты или административный руководитель является одновременно и научно – техническим руководителем.

Управление новведениями сочетает в себе различные специфические функции (маркетинг, планирование, организация, контроль).

Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиций, делятся на предприятии по следующим направлениям:

· Освоение и выпуск новой продукции;

· техническое перевооружение;

· расширение производства;

· реконструкция;

· новое строительство.

Когда инвестиции на перестройку производства направляют на освоение выпуска новых изделий, такое направление именуется освоением новой продукции. При этом почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что обеспечивает комплексное быстрое внедрение передовых достижений науки в производство.

Новое строительство целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры. Кроме этого, новое строительство осуществляется в добывающих отраслях, после выработки месторождений на старых объектах, а также в ряде случаев в связи с освоением новых экономических районов.

Под техническим перевооружением отдельного предприятия или его подразделения обычно понимают такую форму обновления производственного аппарата, когда происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями. Причем такая замена осуществляется без существенного расширения производственной площади.

Расширение действующих предприятий – это инвестирование с целью увеличения объема производства. Оно предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков. Обычно расширение производства ведется на новой технической основе и, следовательно, оно предусматривает не только экстенсивное увеличение мощностей действующих предприятий, но и повышение технического уровня производства.

К реконструкции относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием с перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция предприятий проводится в связи с диверсификацией производства и освоением выпуска новой продукции, что позволяет значительно сэкономить капитальные вложения, использовать имеющуюся квалифицированную рабочую силу для освоения новых изделий, не привлекая дополнительных рабочих. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства и продукции и способствует более быстрому (по сравнению с новым строительством) освоению производственных мощностей.

Реконструкция и техническое перевооружение производственных предприятий более эффективны, чем новое строительство и характеризуются более прогрессивной структурой капитальных вложений. При этом обновляется главным образом активная часть основных средств без существенных затрат на строительство зданий и сооружений. В таком случае осуществляются:

ü Обновление орудий труда, механизация и автоматизация производственных процессов;

ü применение более прогрессивных видов сырья и материалов;

ü вовлечение в оборот вторичных энергетических и материальных ресурсов;

ü использование более прогрессивных и высокоэффективных технологий;

ü совершенствование методов планирования, организации и управления производством;

ü устранение узких мест в технологическом процессе и улучшение использования производственного потенциала предприятия;

ü другие организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение роста эффективности производства.

Расширение и увеличение производственных мощностей, новое строительство в рамках действующего производства осуществляются в тех случаях, когда поставленную задачу иными способами решить невозможно. Это может быть вызвано:

¨ Резким увеличением объема выпуска продукции;

¨ диверсификацией производства и освоением выпуска принципиально новых видов продукции;

¨ перемещением производства на другую территорию;

¨ полным устареванием всего производственного аппарата на действующем производственном объекте.

При расширении производства и новом строительстве складываются менее эффективная структура капитальных вложений по сравнению с реконструкцией и техническим перевооружением. Значительная доля инвестиций при этом затрачивается на возведение зданий и сооружений. Вместе с тем, поскольку предприятие невозможно бесконечно реконструировать, новое строительство неизбежно.

Список рекомендуемой литературы

1. Закон РК «О государственной поддержки инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г.

2. Калдыбаев О., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы). – Учебное пособие. - Алматы, «Санат», 1997.- 208с. (Стр. 132-175)

3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник.- М.: Инфра, 2000 (2001). – 358 с. (Стр. 275-303).

4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000.- 304 с. (Стр. 134-156).

5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 280 с. – (Высшее образование). (Стр. 100-103).

6. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2001.- 718 с. (Стр. 254-274).

7. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.- 336 с.: ил. (Стр. 193-211).

8. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 432 с. - (Серия «Высшее образование»). (Стр. 241-268).

9. Современный экономический словарь - 2-е изд. исправ. – М.: ИНФРА –М, 1998. – 479 с. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. (Стр. 136, 369,30,136)

10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. Ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002 г. – 601 с. – (Серия «Высшее образование»). (Стр. 475).

11. Экономика предприятия: Учебное пособие/Под Ред. Проф. А.С Пелиха –Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.-416 с (Стр.174-291).

12. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций.-М.: ИНФРА-М, 2001.-208 с.-(Серия «Высшее образование»).(Стр.61-68).

13. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: Курс в схемах. – М.: Юристъ, 2003.-336 с.(Стр.229).

Тема 10 Издержки производства и реализации продукции (вопросы лекций)

1. Понятие, состав и виды издержек, постоянные и переменные издержки.

2. Структура себестоимости продукции и ее особенности в различных отраслях.

3. Классификация затрат, образующих издержки предприятия.

4. Затраты предприятия, включаемые в себестоимость продукции по статьям.

5. Методы учета и оценки себестоимости товарно-материальных запасов, признание расходов периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: