Примерный лексический материал соответствует условной возрастной норме (для детей 5-6 лет) и программным требованиям детского сада общего типа. Для удобства он сконцентрирован по тематическим циклам, включает предметный словарь (имен существительных), словарь действий (глаголов) и признаков (имен прилагательных, наречий), разграничен на активный и пассивный (для перспективы и на второй год обучения) и рекомендуется для использования в образовательно-воспитательно-коррекционной работе с детьми, у которых страдает лексико-грамматическая сторона речи. Данный материал может несколько изменяться логопедом с учетом возможностей детей группы. В начале каждой темы характеризуется основное направление работы со словом, что должно помочь воспитателю и логопеду установить еще более тесную взаимосвязь в своей деятельности.
Тема: «НАШЕ ТЕЛО»
Знать, уметь, показывать и называть основные части тела (на себе, на другом ребенке, на кукле).
Знать, что глазами видим, глядим, смотрим; ушами слышим, слушаем; носом дышим, нюхаем; руками трогаем, берем, даем и т.д.; ногами ходим, бегаем и т.д.
|
|
Выполнять (по возможности проговаривать) инструкции: подними — опусти руку, ногу, голову; открой — закрой глаза, рот.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
голова, шея, рука, нога, лицо, затылок, ухо – уши, волос – волосы, лоб, глаз – глаза, бровь, щека, нос, рот, губа – губы, зуб – зубы, язык, плечо, локоть, палец, кулак, ладонь, ноготь, колено, пятка, живот, спина. | туловище, подбородок, ресницы, ноздри, стопа, грудь, затылок |
Глаголы: | |
Думать, слушать, поднимать, опускать, брать, давать, трогать, закрывать, открывать, нюхать, дышать, кусать, говорить, хлопать, стоять, сидеть, ходить, бегать | прислушиваться, переходить, перепрыгивать |
Имена прилагательные | |
левый, правый, верхний, нижний | крупный, мелкий. |
Наречия: | |
вперед, назад, вверх, вниз | влево, вправо, слева, справа, налево, направо |