И технология, и отношения, и развитие личности — все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой, игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине.
Ю.П. Азаров. Радость учиться и учить
Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми с ОНР и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций помогает игра. Играя, ребенок легко преодолевает трудности умственной работы и дольше не замечает усталости. В игровой' форме процесс мышления протекает быстрее, новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.
Поэтому в работе логопеда и воспитателей необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: знать их как можно больше, уметь использовать для развития коммуникативных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразования, для формирования связного высказывания и т.д.
Термин «речевая игра» ныне используется в специальной литературе наравне с общепринятыми в педагогике терминами. Он удобен в практике, сразу акцентируя внимание на основном назначении той или иной игры в системе работы.
Отличительная черта речевых игр — использование специально подобранных слов, выражений и синтаксических конструкций для достижения той или иной цели в условиях «кооперативно-соревновательного» типа общения.
В таком случае любая игра, с помощью которой логопед или воспитатель развивает лексико-грамматическую сторону речи детей, Диалогическую, объяснительную и доказательную речь, автоматизирует правильное звукопроизношение, готовит к звукослоговому анализу и т.д., может называться речевой.
К речевым играм следует отнести: оригинальные авторские игры; подвижные игры с речевым сопровождением; русские народные игры, национальные игры других народов; игры хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные; игры в слова, звуки и буквы; игры-драматизации, игры-потешки с пальчиками; диалоги как речевые сценки, разыгрываемые детьми, и др.
Наилучший образец использования речевых игр в логопедической работе с детьми.с ФФН дается в учебном пособии В.И. Селиверстова (отбор известных игр, переработка содержания, изменение методики, систематизация, примеры многоцелевого назначения).
Аналогичный подход к использованию речевых игр возможен и для занятий с детьми с ОНР. Но для удобства работы требуется систематизация игр по лексико-тематическим циклам.
Из-за ограниченности речевых средств общения у детей не следует придерживаться возрастного принципа отбора — на первом году обучения можно использовать даже игры для самых маленьких. Главное — доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.