Использование игр в роботе с детьми с ОНР

И технология, и отношения, и развитие лич­ности — все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой, игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине.

Ю.П. Азаров. Радость учиться и учить

Гораздо успешнее осуществлять коррекционно-восстановительную работу с детьми с ОНР и решать самые различные задачи по исправлению речевых недостатков и развитию психических функ­ций помогает игра. Играя, ребенок легко преодолевает трудности умственной работы и дольше не замечает усталости. В игровой' форме процесс мышления протекает быстрее, новый учебный мате­риал усваивается прочнее, запоминается легче.

Поэтому в работе логопеда и воспитателей необходимо расши­рять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: знать их как можно больше, уметь использовать для развития коммуникатив­ных способностей детей, расширения их активного словаря, для практического усвоения функций словоизменения и словообразо­вания, для формирования связного высказывания и т.д.

Термин «речевая игра» ныне используется в специальной лите­ратуре наравне с общепринятыми в педагогике терминами. Он удо­бен в практике, сразу акцентируя внимание на основном назначении той или иной игры в системе работы.

Отличительная черта речевых игр — использование специаль­но подобранных слов, выражений и синтаксических конструкций для достижения той или иной цели в условиях «кооперативно-соревновательного» типа общения.

В таком случае любая игра, с помощью которой логопед или воспитатель развивает лексико-грамматическую сторону речи детей, Диалогическую, объяснительную и доказательную речь, автомати­зирует правильное звукопроизношение, готовит к звукослоговому анализу и т.д., может называться речевой.

К речевым играм следует отнести: оригинальные авторские игры; подвижные игры с речевым сопровождением; русские народ­ные игры, национальные игры других народов; игры хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные; игры в слова, звуки и буквы; игры-драматизации, игры-потешки с паль­чиками; диалоги как речевые сценки, разыгрываемые детьми, и др.

Наилучший образец использования речевых игр в логопедиче­ской работе с детьми.с ФФН дается в учебном пособии В.И. Сели­верстова (отбор известных игр, переработка содержания, изменение методики, систематизация, примеры многоцелевого назначения).

Аналогичный подход к использованию речевых игр возможен и для занятий с детьми с ОНР. Но для удобства работы требуется систематизация игр по лексико-тематическим циклам.

Из-за ограниченности речевых средств общения у детей не сле­дует придерживаться возрастного принципа отбора — на первом году обучения можно использовать даже игры для самых малень­ких. Главное — доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: