Проверить способность ребенка воспринимать и различать фонемы, сходные по артикуляции и близкие по звучанию. Если нарушение выявляется на том или ином задании, то последующие задания не предъявляются.
Повторение оппозиционных слогов — повторяет (+); повторяет с ошибками (па-ба — «па-па»); не повторяет (0).
Выделение звука из слова — выделяет (+); выделяет с ошибками; не выделяет (0).
Определение наличия звука в слове в разных позициях— определяет (+); не определяет (0).
Отбор картинок с заданным звуком — выполняет (+); не выполняет (0); выполняет с ошибками.
Самостоятельное придумывание слов на заданный звук — придумывает (+); не придумывает (0); придумывает с ошибками.
Общее развитие ребенка
На этом этапе обследования особенно важен качественный анализ всех действий, высказываний и реакций ребенка. Это дает возможность выявить особенности познавательной деятельности: наличие познавательных интересов, любознательности, волевых усилий, пространственной ориентировки, способности к переносу показанного способа действия, понимать объяснение; сформированность понятий цвета, формы, величины и т.д.
|
|
При обследовании общего развития ребенка следует оценить: ориентировочную реакцию; устойчивость внимания; работоспособность; умение использовать предложенную помощь; переклю-чаемость с одного действия на другое.
Заключение логопеда
Заключение логопеда должно соответствовать педагогической классификации речевых нарушений. Причина выявленного речевого нарушения может указываться по клинической классификации.
Примеры:
Общее недоразвитие речи, 2-й уровень речевого развития у ребенка с ринолалией.
Общее недоразвитие речи, 3-й уровень речевого развития у ребенка с дизартрией.
Общее недоразвитие речи, 1-й уровень речевого развития у ребенка с моторной, сенсорной алалией.
Результаты логопедического обследования дают возможность сделать вывод о состоянии речевых навыков ребенка и наметить пути восстановительного обучения.