Тип урока | Результаты обучения |
Урок усвоения нового учебного материала | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок закрепления изучаемого материала | Выполнение заданий с минимально необходимой помощью учителя, решение учениками задач, уравнений, воспроизведение материала с объяснением своих действий |
Урок повторения изученного материала | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений | Умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути их исправления |
Урок систематизации и обобщения изученного материала | Понимание и воспроизведение основных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения предмета, умения анализа, синтеза, обобщения, классификации |
Комбинированный урок | Все перечисленные выше результаты. В зависимости от места в общей структуре уроков может быть уделено больше внимания тому или иному виду деятельности учащихся |
Также можно запланировать проведение нетрадиционного урока: дидактическая игра, ролевая игра, деловая игра; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; «круглый стол» или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; урок-эврика; урок-лекция; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог и множество других.
|
|
Учитель и ученик на занятии находятся в ситуации педагогического взаимодействия. Способ деятельности учителя и учащихся, связанной с достижением поставленных целей, – это метод обучения. Весь процесс обучения на уроке представляет собой осуществление того или иного метода (даже если учитель не запланировал этого).
Проектирование методов обучения – это выбор в соответствии с:
-задачами урока и планируемыми результатами;
-характером и содержанием учебного материала;
-уровнем подготовленности учащихся;
-материальным обеспечением урока;
-личностными качествами учителя, его подготовленностью и уровнем методического мастерства;
-индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями учащихся;
-бюджетом времени.
В табл. 6 приводятся некоторые рекомендации по проектированию методов обучения в зависимости от различных показателей.
Таблица 6