Национализм как идеология

Национализм в его современном понимании зародился в XVIII веке как форма протеста против национального угнетения и бесправия. И направленная против колониальной зависимости и различных форм дискриминации националистическая идеология играет определенную прогрессивную роль:

- способствует объединению и освобождению нации;

- созданию независимых государств;

- развитию национальной культуры и защите национальных интере­сов.

Но в современных условиях, когда сложились государства, в кото­рых сформированы правовые и территориальные особенности прожи­вания реальных национальных общностей людей, националистическая идеология утрачивает свои положительные функции. По сути, она на­чинает делить людей по национальному признаку, более того, выясняя особое положение какой-либо нации. Национализм многолик и разно­образен как по содержанию, так и по формам проявления. Он может выступать и в облике фашизма и расизма, и под маской утонченной на­учности с позиции марксизма, либерализма, демократизма. Национа­лизм может выражаться в форме патриотизма и готовности на жертвы. Во имя собственной нации до крайнего воинствующего экстремизма. Основные идеи национализма – признание индивидуальности и осо­бенности собственной нации и приписывание ей особой исторической миссии. Н.Бердяев делил национализм на агрессивный, разрушитель­ный и на национализм творческий, созидательный, способный вести народы на пути прогрессивных социальных изменений. В.И.Ленин тоже полагал, что национализм, пробуждающийся у угнетенных наро­дов, имеет историческое оправдание.

В целом же оценка национализма зависит от того, каким полити­ческим целям он служит. Одной из нынешних причин всплеска нацио­нализма в ряде стран является угроза культурной унификации, обу­словленная развитием глобалистских тенденций. События на Северном Кавказе (война в Чечне, ингушско-осетинский конфликт и др.) свиде­тельствует о том, что национализм способен питать вооруженное наси­лие и стать его теоретическим обоснованием. Национализм может про­вести и к международному терроризму.

Радикальной формой национализма является фашизм. Фашистская идеология трактует одну конкретную нацию как высшую и вечную общность, основанную на единстве крови. В Италии фашистская пар­тия под лидерством Б.Муссолини пришла к власти в 1922 году, в Гер­мании Национал-социалистическая рабочая партия победила на выбо­рах в 1933 году. Но если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь убедительной, то национал-социализм в Германии сумел сплотить раз­личные социальные группы идей национального превосходства арий­ской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справед­ливости. Немецкий вариант фашизма отличался высоким уровнем тота­литарной организации власти и откровенным расизмом. Характерными чертами фашизма являлись диктаторские функции государства, ограни­чение прав человека, борьба с демократическими свободами, шови­низм, экстремистский национализм, стремление к внешней агрессии.

В наиболее концентрированном виде все эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф». Все народы на Востоке и Западе с его точки зрения следует считать «неполноценными», «нетворче­скими», «не имеющими государственно-политических способностей», т.е. народами рабов. Германцы же, напротив, должны подняться над славянскими народами до положения «единственного господствующего слоя, способного к образованию государства[33]». Вот такой вывод делает русский философ И.А.Ильин: «Величайшей трагедией фашизма было возрождение идолопоклоннического царизма. «Царизм» есть прямая противоположность монархизма. Царизм безбожен, безответст­венен, деспотичен; он презирает свободу, право, законность, правосу­дие и личные прав людей; он демагогичен, террористичен, горделив; он жаждет мести, славы и поклонения; он видит в народе чернь и разжи­гает ее страсти; он аморален, воинственен и жесток. Он компромети­рует начало даже авторитарности и единовластия, ибо правление его преследует цели не государственные и не национальные, а личные[34]».

В современных условиях фашистские силы принимают новое об­личье, стремясь нередко отгородится от скомпрометировавшего себя в прошлом фашизма. Это явление называют неофашизмом. Фашистская идеология оказалась очень живучей, ее всплески наблюдаются и в XXI веке в различных странах и регионах мира. В ряде стран действуют ле­гально или полулегально немногочисленные, но заметные молодежные объединения националистического, фашистского толка. Неофашист­ские силы широко применяют так называемую стратегию напряженно­сти, организуя террористические и другие подрывные акты, чтобы соз­дать у общества впечатление о полной неспособности нынешних режи­мов обеспечить порядок и стабильность.

Литература:

1. Абуш А. Ложный путь одной нации / А. Абуш – М.: Соцэкгиз, 1962.

2. Абдулатипов Р.Г. Парады суверенитетов: перспективы человека, на­ции, государства / Р.Г. Абдулатипов. – М.: Славянский диалог, 2003.

3. Гэллнер Э. Нация и национализм / Э. Гэллнер. – М.: ЦСМ, 2004.

4. Джунусов М.С. Национализм: словарь-справочник. / М.С. Джуну­сов. – М.: Прогресс, 1999.

5. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / И.А.Ильин. – М.: МН «Рароч», 1992.

6. Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической Рос­сии / Б.Г.Капустин. – М.: Мысль, 1992.

7. Москвичев Л.Н. Теория «деиделогизации»: иллюзия и действитель­ность / Л.Н.Москвичев. – М.: Наука, 1997.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т 2 – М.: Политиздат, 1962.

Тема 12. Политическая культура


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: