Оптовая и розничная торговля

Оптовая торговля – это деятельность по продаже товаров крупными партиями тем, кто приобретает их с целью перепродажи или использования в процессе производства ради получения прибыли.

Основные задачи оптовой торговли:

- Маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления.

- Размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве, с соответствующим качеством.

- Своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей.

- Организация хранения товарных запасов.

- Организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров.

- Обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции.

- Снижение совокупных издержек, связанных с продвижением от изготовителей к потребителям.

Существует три формы оптовой торговли.

1) Прямые связи в хозяйственных взаимоотношениях между производителями и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках партии продукции. Чаще всего эти связи носят длительный характер.

2) Оптовая торговля через посреднические организации и предприятия (оптовые магазины и базы, мелкооптовые и фирменные магазины) – целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм. Располагая складскими площадями, складским технологическим оборудованием и подъемно-транспортными средствами, посреднические организации осуществляют приемку, сортировку, хранение, отпуск товаров покупателям, оказывают им различные услуги (по подготовке продукции к потреблению, коммерческо-информационные, лизинговые и т.д.).

3) Коммерческие контакты субъектов рынка имеют цель не сколько продать товар, сколько установить отношения между участниками рыночных отношений.

Коммерческие контакты бывают нескольких видов:

- бартерные сделки (присутствует натуральный обмен);

- аукционная торговля (используется конкуренция покупателей, присутствующих при продаже);

- операции на товарной бирже (осуществляется купля и продажа не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. Сделки заключаются только профессиональными посредниками – брокерами);

- оптовые ярмарки (происходит непосредственное налаживание деловых контактов между производителем и потенциальными покупателями).

Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Функции розничной торговли:

1) Исследование рыночной конъюнктуры.

2) Определение спроса и предложения на конкретные виды товаров.

3) Осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли.

4) Отбор товаров, их сортировка при составлении требуемого ассортимента.

5) Формирование торгового ассортимента.

6) Осуществление оплаты товаров, принятых от поставщиков.

7) Осуществление операций по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены.

8) Оказание поставщикам, потребителям транспортно-экспедиторские услуги, услуги по консультированию, рекламе и т.д.

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную и посылочную.

Стационарная торговая сеть включает магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, киоски, торговые автоматы. Это основной вид розничной торговли. Магазинная торговля предоставляет покупателям большой выбор товаров и услуг, создает комфортные условия для совершения покупок, привлекает покупателей возможностью ознакомиться с новыми товарами (выкладка в торговых залах, рекламные материалы, демонстрации и дегустации товаров и так далее), обеспечивает максимальные гарантии защиты прав потребителя (психологические факторы, сохранение имиджа предприятия). Чем крупнее торговое предприятие, тем более очевидны названные преимущества.

Выделяют следующие виды магазинов:

а) по обслуживанию покупателей:

- магазины самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета, где покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, а в случае необходимости – основанием для обмена товаров.

Такие магазины наиболее эффективны при продаже товаров массового спроса (например, продукты питания), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит относительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффективен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала. Магазины, работающие по форме самообслуживания, могут быть различной специализации;

- магазины типа «магазин-склад» – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и / или непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использовании в мелком производстве или оказания услуг населению, с торговой площадью от 650 м2. Название «магазин-склад» подчеркивает, что он расположен в простом здании (складском), и это позволяет работать с низкими издержками на амортизацию помещения. Снижению издержек обращения способствует также то, что в данном магазине практически нет дорогого торгово-технологического оборудования, а также резко сокращается ручной труд по перекладке товаров из транспортной тары на полки оборудования или стеллажи. Снижению издержек по оплате труда способствует небольшая численность персонала данного типа предприятия;

- магазины, торгующие по каталогам, вместо натуральных образцов товаров прилагают каталог их фотографий с описанием вариантов. После выбора товара и расчета за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика;

- продажа товаров через торговые автоматы удобна тем, что автоматы могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, кафе, вестибюле гостиниц и так далее). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, жевательная резинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.).

б) по ассортиментному признаку:

- универсальный магазин – реализует универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы товаров продовольственных или непродовольственных товаров. При этом универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ассортимент некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. Универсальные магазины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса. Объединяя разнообразный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую их специализацию в разрезе отдельных структурных подразделений. Вместе с тем следует учесть, что эти магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функционирования всех основных сегментов потребительского рынка;

- специализированные магазины - магазины с торговой площадью не менее 18 м2, торгующие одной группой товаров (продовольственных или непродовольственных), например, «Одежда», «Культтовары», «Мясо», «Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы». Эти магазины могут применять индивидуальное обслуживание через прилавок или самообслуживание, а по непродовольственным товарам дополнительно воспользоваться и торговлей по каталогам или образцам;

- магазины с комбинированным ассортиментом – магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющие какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары, «Товары для детей», «Товары для женщин», «Все для рукоделия») Торговая площадь магазинов данной группы не менее – 650 м2;

- магазины со смешанным ассортиментом товаров – магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Передвижная торговая сеть включает автомагазины и другие средства, приспособленные для торговли развоз или вразнос. К ней относятся и «мелочная» торговля, при которой торговцы организуют продажу ходовых товаров (табачных изделий, сладостей, газет, цветов и т.д.) в оживленных местах. Уличная торговля включает продажу товаров каждодневного спроса (хлеба, молочных продуктов, яиц, фруктов, овощей), организованную в жилых кварталах с помощью передвижных средств.

Посылочная торговля - вид розничной торговли, при которой покупатель может приобрести товар без посещения магазина. В настоящее время этот вид торговли приобретает популярность. Развитию посылочной торговли способствует компьютеризация. Открытие виртуальных магазинов посылочной торговли предоставляет пользователям компьютерных сетей возможность заказывать и получать необходимые ресурсы с максимальным комфортом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: