Территории со смешанным правовым режимом

Характеризуется расположением в основном, за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в пределах как международных норм так и внутри государственных норм прибрежного государства. К ним относятся: континентальный шельф, исключительная экономическая зона и прилежащая зона.

Прилежащая зона является морским районом, прилегающим к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24 миль в пределах которой государство осуществляет контроль и юрисдикцию (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную).

Исключительная экономическая зона – зона от той же линии что и территориальные воды, где ведется разведка, разработка, хозяйственная деятельность, сохранение природных ресурсов, охрана природной среды (расстояние устанавливается национальным законодательством. В РФ – это 200-мильная зона).

Континентальный шельф прибрежного государства, за которым сохраняется суверенное право на разведку и разработку недр морского дна и природных ресурсов, предотвращение загрязнения; учитывается морское судоходство.

Государственная территория - пространство в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет), территориальное верховенство, т.е. правовой режим государственной территории означает принадлежность ее определенному государству.

Под государством в международном праве понимается- «территория, население и суверенная власть».

В настоящее время более 200 государств(более означает - распад или наоборот слияние или образование новых государств). Из них 23 федеративных (союзных) государства, остальные унитарные; как простые так и сложные (Китай, Великобритания и др.). К федеративным относятся: 6- в Европе (Австрия, Германия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Босния и Герцеговина); 4- в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ); 6 в Америке Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); 4- в Африке (Нигерия, Танзания, Эфиопия, Коморские Острова); 3- в Океании (Австралия, Папуа- Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии). Население Земного шара составляет около 6 млрд. человек, говорящее на 5 тыс. языках диалектах. Самыми населенными являются Китай- 1.мрд.240 тыс. (2004г) и более 1 млрд. (2001г) человек в Индии;; малочисленные Р.Науру-8 тыс. человек и др.(на 2003г).

При том, что территориальные образования и формы правления, которые устанавливаются конституциями зарубежных стран и организация власти строится по-разному.

К примеру, Китай считается сложное унитарное государство, имеющий в составе 5 автономных районов(самый большой- Тибет, Синьцзян -Уйгурский и др.); 30 автономных округов и 120 уездов. Есть и полуавтономии, например кочевая автономия туарегов охватывает границы разных стран(при перемещении). А Италия полностью состоит из 20 автономных областей. Есть автономии которые строятся по этническому(язык, вера, культура) признаку. Например, в Шри-Ланка одна провинция населена тамилами, а девять других сингалами. В Болгарии нет вообще автономий, ссылаясь на достаточность местного самоуправления.

Из уникальных федераций является Босния и Герцеговина. Когда путем международного соглашения(под давлением бомбежки) была создана сербо -хорвато-мусульманская федерация.

В федерации имеются особенности и прежде всего в названии субъектов: земли, кантоны, провинции, департаменты, республики, края, области, округа, эмираты, владения(Венесуэла), штаты, территории, ассоциированные или заморские территории Унитарные государства также имеют разные названия своих автономий и административные единицы: останы(14)и генерал-губернаторства(9) в Иране; в Швеции лёны (24); в Финляндии - ляны(12); а в Мозамбике- дистрикты (10); в Таиланде чгаваты 72); в Боливии- департаменты и.т.д.

Кроме того в ряде государств есть заморские(ассоциированные) государственные территории или территории находящиеся под патронажем других государств т.е несубъекты, особые территориальные образования. Так, с США ассоциированы Р Палау, Пуэрто-Рико (3,4млн. чел); Гуам (110тыс.чел.); Р. Маршалловы Острова; Соединенные штаты Микронезии имеющие верховенство закона США. Территорией США является Виргинские острова (70тыс. чел.) и Восточное Самоа (30тыс.чел.) и находится под прямым управлением США.

Государство своим законодательством устанавливает правовой режим территории в целом и её частей.

Например, Конституция РФ (ст.4 п.1) «суверенитет РФ распространяется на всю её территорию»; «(п.2 ст.4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ»; «ст.9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»; «ст.15п.1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ».

Статья 15 п.4 Конституции РФ показывает, что правовой режим государственной территории включает так же правила, предусмотренные международными договорами РФ (например, использование внутренних вод и портов, территориального моря, воздушного пространства, отдельных участков сухопутной территории (например, транзит грузов по железной дороге), и т.д.

Верховная власть государства, его территориальное верховенство – отличительная черта государственной территории.

Внешние пределы государственной территории определяются государственной границей. Статья 67 п.1 Конституции РФ закрепила, что «территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним».

Статья 67 п.2: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определенном федеральными законами и нормами международного права».

Так. 25 октября 1995г. (с изменениями от 10.02.99 и 8.08.2001г.) был принят федеральный закон «О континентальном шельфе РФ»: «континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Континентальный шельф – 200 мильная линия от исходной линии начала территориального моря»

Делимитация (ст.2) континентального шельфа между РФ и государствами, побережье которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, - осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права.

Иногда применяется термин «условная территория», т.е. территория вне пределов государственной территории. Объектами являются: морские, речные суда, космические корабли, космические объекты, искусственные острова на море и на дне, помещения консульских и дипломатических представительств.

Государство по-своему определяет статус своей территории.

Оно может предоставить территорию в аренду иностранным государствам, их юридическим и физическим лицам. Например, Договор аренды комплекса «Байконур»; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках через территорию РФ от 19.10.92г. Некоторые государства имеют территорию называемую анклавы (анклав – дословно запертый): например Калининградская область в РФ, Штат Аляска в США, округ Кабинда в Анголе отделенный от Анголы территорией Заира. Здесь транзитный проезд оформляется специальными договорами (соглашениями).

Суверенность территории в международном праве не означает, что не может быть определенных запретов или ограничений. Так, если государство представляет свою территорию другому государству для агрессии, квалифицируется как акт агрессии.

Водное пространство - это внутренние воды. Части пограничных рек и озёр; внутренние морские воды, и территориальные воды (море) шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива или исходных линий.

Недра, находящиеся над сухопутной и морской поверхностью государств глубинных ограничений не имеет. В международном праве «глубинные пределы» определяются уровнем освоения недр.

Воздушное пространство государства – это та часть воздушного пространства, которое находится над сухопутной и водной поверхностью государства. Высотный предел не определен. Это условная линия между воздушным и космическим пространством, равное 100-110 км. от уровня моря.

Государственная граница – это обозначенная на картах и закрепленная на местности путём маркировки линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. территориальный, пространственный предел действия государственного суверенитета.

Границы разделяются на: сухопутные, водные и воздушные. В РФ 30% составляет водная граница. Границы между сопредельными государствами устанавливаются договорами между ними. Например, договор между РФ и КНР 1994г. «О линии границы на её западном участке». На основе этих договоров принимаются внутригосударственные акты. Например, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 п. Н) принят Федеральный закон «О государственной границе» от 1 апреля 1993г. Этот закон устанавливает границу как «пространственный предел действия суверенитета РФ». РФ являясь правопреемницей СССР и РСФСР закрепила государственную границу законодательными актами и международными договорами.

А там где границы ещё не оформлены, согласно закону, подлежат договорному закреплению (это больше касается стран СНГ и Балтии). В настоящее время у России, с образованием СНГ, остается 13,5 тыс. км. граница которая обустраивается в международно-правовом отношении (на 2004г).

Договорное определение линии границы и нанесение её на карту с подробным описанием её прохождения по конкретным естественным и искусственным ориентирам и рельефа местности называется делимитацией границы (Договор «о делимитации границы» должен иметь: приложения схем, ориентиров, названий, расстояний, пояснительных надписей, записок, протоколов, географических изображений).

Демаркация границы – обозначение (т.е. установление специальных пограничных знаков) на линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации, например протяженность границы с Украиной – 1567 км.

Иногда при демаркации границы приходится отступать от договора о делимитации. Тогда создаются смешанные комиссии, ведутся переговоры, уточнения, изменения. Результаты оформляются протоколом о демаркации.

Демаркация и делимитация помимо описания составляется в графическом виде, с характеристикой положения знаков, формы, цвета, состава краски, размеров, материала, номера и т.д. и оформляется протоколами, т.е. демаркационные документы.

Государственные границы на суши проходят по видимым ориентирам и линиям рельефа местности. На реках водная граница - по середине рек, либо главного фарватера, если река судоходная, или по тальвигу (линии наибольшего углубления) или руслу, если река не судоходная. На озёрах – это выходы сухопутной границы к берегам озера (Например РФ и Эстония на Чудском озере).

Уникальном на сегодня в этом отношении является Каспийское море, где расположены Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркмения; Азовское море (Украина и РФ – на 2004 год границы не установлены хотя имеется соглашение об использовании).

Морская граница государства устанавливается по внешним линиям территориальных вод (моря), которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива. Если на море есть сопредельное государство, то линия проходит по средине.

Воздушные границы государств проходят по вертикальной плоскости вверх от сухопутной, водной и морской границы государств по границы условным космическим пространствам (100 – 110 км от уровня моря). Обычно по данному вопросу не существует специальных договоров. Государственной границей также являются контрольно-пропускные пункты в портах, аэропортах и других местах.

Таким образом, установление границы включает две стадии: делимитацию (договор общего направления границы по рельефу местности) и демаркацию – т.е. обозначение границы на местности путём установления пограничных знаков.

Сопредельные государства в национальном законодательстве и двусторонних договорах устанавливают специальные режимы для обеспечения неприкосновенности границы, её содержание, охрана, пересечение, проживание, ведение определенной хозяйственной деятельности, расследование конфликтов и инцидентов и т.д.

По взаимным договорам границы могут быть свободными для пересечения, т.н. прозрачные.

Международно-правовые и внутригосударственные акты устанавливает р ежим государственной границы, который включает:

1. содержание государственной границы, т.е. содержание, оборудование, хранение пограничных знаков, содержание просек, контрольно-следовой полосы, осмотр и др. Т.е. устанавливаютсяопределенные правила и условия содержания государственной границы.

2. пересечение государственной границы людьми, животными, транспортными средствами, товаров наземным, воздушным, морским путем. Места пересечения (контрольно-пропускные пункты, коридоры для полетов) государственной границы определяются соответствующими договорами между сопредельными государствами. Например, Договор между Правительством РФ и Правительством Польши о погранпереходах от 22.0592г.Этот договор предусматривает открытие погранпереходов: Мамоново-Бранево; Багратионовск-Бартощице; Мамоново-Граново.

Пересечение государственной границы вне коридоров допускается только с разрешением компетентных органов.

Не является нарушением государственной границы вынужденное переселение в силу чрезвычайных ситуаций, аварии, стихийного бедствия, ледовые условия, действие вулканов (Св.Елена – 2004г. в США) и т.д.

Основания пропусков грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда (выезда). При пропуске осуществляется: пограничный, санитарный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и др. контроль.

Например, Калининградское пограничное управление охраняет 650 км. границу с Польшей, Литвой, части Балтийского моря, в исключительной экономической зоне, территориального моря, внутренних вод Куршского и Калининградского залива. Службу несут более 30 застав, 24 пункта и поста пограничного контроля. За 2003г. пропущено более 6 млн. человек, 2млн.400 единиц транспорта; 14тыс. грузовых и пассажирских поездов; 18 тыс. морских и речных судов,750 самолетов. Задержано-1600 кг. янтаря; 31 судно- нарушитель;110 случаев незаконного лова; 1000 нарушителей государственной границы. Осмотрено 2 тыс. российских и иностранных судов.

Сегодня неспокойной остается Таджикско-Афганская граница (с 19.10.92г.-12лет) на р. Пяндж. «Пешие караваны» задерживались только в 2003г- 97 раз в основном контрабанда наркотиков(5,5т из которых половина героина –2.6т).

В 1994г-2000г продажа опиума обеспечивала доход в 150 млн. долл. Афганистану, то уже в 2002г. –1.2 млрд. или 6.500 дол. на семью. ООН вынуждено была создать Управление ООН по наркотикам и преступлениям в Центральной Азии (назначить исполнительного директора) Штаб –квартира -УНП ООН в Вене.

Въезд и выезд в РФ через государственную границу осуществляется на основе Федерального закона от 15 августа 1996г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Документы на право въезда для иностранных граждан является: паспорт и виза, а если есть договоренность и безвизовый въезд (например, Соглашение между РФ и Украиной устанавливает перемещение безвизовое при наличии документа удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство). Безвизовый въезд распространяется на паспорт моряка, дипломатические или служебные паспорта.

3. На границе может вестись хозяйственная, промысловая и иная деятельность (охота, рыболовство, лесное, горное дело и др.). Здесь должно быть Соглашение межправительственное (такое Соглашение заключено между РФ и КНР, РФ и Монголией, др. государствами). (Например, Соглашение с Норвегией о взаимном переходе оленей; РФ – Монголия – о рациональном использовании р.Селенга; РФ – Китай - по р.Амур и Уссури и др.)

Для решения вопросов содержания государственной границы, разрешения пограничных инцидентов – назначаются пограничные представители (пограничные комиссары, уполномоченные), действия и места их пребывания определяются Соглашениями и Постановлениями Правительства РФ от 15.05.95г. и Положением «о пограничных представительствах РФ». Вопросы могут передаваться также по дипломатическим каналам.

Пограничный режим – особый правовой статус территории прилегающий к государственной границе. Он устанавливается в пограничной зоне – 5 км. Для обеспечения мероприятий по защите, охране и обороне государственной границы,осуществления законного пропуска через границу.

Защита и охрана государственной границы - это система деятельности федеральных органов, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления по осуществлению:политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, организационно-правовых, разведывательных, контрразведывательных, оперативно–розыскных, таможенных, природоохранных, экологических и др. мер. Например. правоохранительных (за незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст.322) и противоправно изменение Государственной границы (ст.323) наступает уголовная ответственность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: