Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в её языке, выбивается на нем, как медаль.
(Х. Сехадор).
* Без чего невозможно существование народа?
* Средством выражения чего служит национальный язык?
Задание 2. Выпишите из стихотворения А.Яшина эпитеты и сравнения, которыми автор характеризует русский язык. О каких разновидностях, качествах, функциях и стилевых характеристиках нашего языка в нем говорится?
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Задание 3. Определите, к какому периоду развития русского национального языка относятся приведенные ниже тексты. На основании каких лингвистических особенностей вы делаете свои выводы?
|
|
I. Контрреволюционные отряды совершили гнусное посягательство на завоевания молодой республики Советов и, слившись со своими приспешниками – анархически настроенными несознательными элементами, готовили новый заговор. Но благодаря действиям ВЧК их удалось разоблачить.
II. ….силы Западной Европы перешли границы России, и началась война – «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Союзническая армия все ближе и ближе подвигалась к Москве, которая так занимала воображение их полководца. Но rendez-vous с сожженной и разоренной столицей закончилось для них полным фиаско.
III. Бандформирование, допустив очередной беспредел, соединилось с соседней группировкой, чтобы совершить террористический акт. Но из-за разборок им так и не удалось достичь консенсуса.
IV. Поганыи же половци, победивше Игоря с братьею и взяша гордость велику и скупиша всь язык свой на Рускую землю. И бысть у них котор а …
Задание 4. Преобразуйте данные ниже словосочетания и выражения устно-разговорного литературного языка в книжно-письменные. В каких коммуникативных ситуациях они могут быть использованы?
Я хочу высказаться; у нас есть предложение; у нас вы купите; в этом деле участвуют; из-за этого; можно будет; как считают эксперты; я хочу остановиться на; мы считаем выгодным; это поможет сделать товар намного дешевле; мы помогли ему; он участвовал в; это говорит о том, что.
Для справок: позвольте выразить свое мнение; сказанное свидетельствует; радикально снизить стоимость товара; мы хотим внести предложение; необходимо сделать акцент на; считаем целесообразным; в проекте задействованы; оказали по-
|
|
мощь; мы хотим внести предложение; вследствие; по заключению экспертов; принимал участие; приобретем возможность.
Задание 5. Прочитайте текст. К какой форме национального языка он относится? Определите в тексте слова нелитературной лексики (диалектизмы, просторечия, жаргонизмы). Как они характеризуют героев? Выделите в данном отрывке отличительные особенности устно-разговорной разновидности языка.
В стороне курили двое отвальщиков. Коротконогий парень в застиранной телогрейке – Ерохин. И бывший прораб, уроженец черниговской области, тощий мужик – Замараев.
– Пустой ты человек, Ероха, – говорил Замараев, – пустой и несурьёзнай.
Таким в гробу и зоосаде место…
– Уймись, – сказал Ероха, – попер как на буфет!.. А то ведь у меня не заржавеет. Могу пощекотить…
– Злякал… Всё треплешь языком, а жизнь проходит.
Ерохин рассердился:
– Брось мансы раскидывать, чернуха здесь не пролазит… Да и что с тобой говорить? Ты же серый! Ты же позавчера на радиоприемник с вилами кидался… Одно слово – мужик… <… >
– Пустой ты человек, – возразил Замараев, – один кир у тебя в голове. Ты шел бы в цирк заместо кенгуру. Слышал про кенгуру? Такая, с гаманцом на брюхе…
– Да не прихватывай ты, – сказал Ероха, – не прихватывай. А то как дам по чавке!
(По С. Д. Довлатову).
Для справок: «пощекотать» (арго) – порезать ножом; «мансы раскидывать» (арго) – распространять ложь; «чернуха» (арго) – обман; «кир» (арго) – спиртные напитки; «гаманец» (диал.) – кошелёк для денег; «прихватывать» (арго) – брать за горло; «чавка» (арго) – рот.