Роль обучения в развитии личности

_____________________________________________________________

Мозг подобен спящему гиганту. На протя­жении последних лет исследования в области пси­хологии, образования, биохимии, физики и мате­матики показали, что потенциал человеческого го­ловного мозга намного больше, чем принято бы­ло предполагать. Общепринято утверждение, что в среднем используется только 1-5 процентов наше­го мозга. Однако, похоже, что мы порой используем даже менее одного про­цента. Это означает, что большинство спо­собностей нуждается в развитии.

Обучение — это процесс создания новых привычек. Каждый раз, когда мы обретаем новое умение или овладеваем новой идеей, мы устанавливаем некую схему взаимодействия нервных клеток, формируем в своей нервной системе новую сложную модель поведения. Обучаясь, мы буквально программируем наш мозг. Сложные виды деятельности — такие, например, как танцы, пение, письмо — формируются на основе многочисленных навыков.

Когда мы достигаем определенного совершенства на одном уровне, наше внимание высвобождается для того, чтобы переходить к работе на более высоком уровне. Виртуозный пианист совершенно свободен от мыслей о том, чем заняты его пальцы, — он может полностью сосредоточиться на эмоциональной выразительности своей игры.

Задание 1:

Попробуйте левой рукой выбивать ритм, используя два пальца, во всех случаях большой, но:

1раз — с указательным, 2раза — со средним, 1раз — с безымянным, 2раза — с мизинцем.

А теперь в обратном порядке:

1раз — с мизинцем, 2раза — с безымянным, 1раз — со средним, 2раза — с указательным и т.д.

Повторите это упражнение несколько раз, пока не добьетесь автоматизма.

А затем правой рукой:

1раз — с указательным, 2раза — со средним, 1раз — с безымянным, 2раза — с мизинцем, 1раз — с мизинцем, 2раза — с безымянным, 1раз — со средним и т.д.

А теперь — двумя руками одновременно!

Обратите внимание на то, удается или нет вам задание.

Основополагающий подход к приобретению любого навы­ка – это метод проб и ошибок. Может быть, сначала это упражнение показалось вам очень сложным, а затем — все проще и проще? Заметили ли вы, как приобретаете сноровку? А не мешало ли вам в процессе обучения чувство разочарования или скуки? Вы ощущали, что учитесь?

Если вы поймете, почему вам нужно учиться, ваше обуче­ние будет идти быстрее. Наилучший способ подстегнуть свой интерес к учебе – этопоставить себя в такое положе­ние, когда вы просто обязаны прогрессировать. Сделайте что-то малое, что потребует от вас изучения чего-то боль­шого. Например, купите книгу и решите, что ее обязательно надо прочитать. Получение высшего образования в выбранной профессии – это тоже стимул. Необходимость – мать учения. Поставьте себя в такое положение, когда ос­тается только действовать.

  Один руководитель фирмы чего только не перепробовал, чтобы бро­сить курить! В конце концов, он отправил своему юристу несколько заказных писем, в которых были описаны все неблаговидные поступки, которые он когда-либо совер­шил. К письмам была приложена инструкция, в которой говорилось, что если он не бросит курить к опреде­ленной дате, его поверенный должен будет переслать эти письма друзьям и его коллегам по работе. Опасение, что его грязное белье будет выставлено на всеобщее обоз­рение, оказалось достаточным стимулом в борьбе с курением.

Мы учимся тогда, когда у нас есть настроение учиться. Для того чтобы учиться лучше, вам следует потратить некото­рое время на подготовку своего разума. Разбудите свой «аппетит». Сосредоточьтесь на самых интересных аспектах вашего предмета. Разожгите свое воображение вопроса­ми. Вот несколько полезных вопросов, которые расшевелят ваш ум:

· Почему небо синее?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему на поверхности океана образуются белые барашки и почему они белые?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему мел так ужасно скрипит, если его неправильно взять?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему рыбы и птицы мигрируют косяками?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему у горизонта луна кажется больше?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Как приготовляется пища в микроволновых печах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему звезды мерцают?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерес — лучшая из мотиваций. Он заразителен и распространяется, как лесной пожар. Он делает людей по-настоящему творческими личностями идает им возможность испытать огромное удовлетворение. Если нам весело учиться, то мы учимся лучше. Для достижения успехов в учёбе требуется оптимизм, чтобы поддерживать надежду и – пессимизм, чтобы мотивировать беспокойство. Однако на этом пути много препятствий.

Одно из самых больших и труднопреодолимых препятствий — это привычка ленить­ся. Каждый из нас может быть ленивым, пассивным или инертным в той или иной области жизни. Когда мы погря­заем в лени и избегаем любых усилий, мы перестаем двигаться вперед.

Лень – это стремление к покою. Покой стремится к своему высшему идеалу – абсолютному покою, вечному покою. Лень – это есть смерть в миниатюре.

Лень в детстве – «Не хочу!». В юности: «Сам знаю!». В зрелом возрасте: «Я умный – все остальные ничего не понимают». Есть разные формы лени:

«Я не хочу! Не буду!» – искренняя, непосредственная, детская.

«Я не могу в связи с тем-то и тем-то» – «умная» форма у взрослых.

«Я очень, очень занят, у меня нет времени» – деловая лень.

«Не верю, не может быть, всё ерунда, чушь, шарлатанство. Не лезьте ко мне!» – агрессивная форма.

Изучение нового часто приводит к столкновению с незнако­мым и неизведанным. Когда это происходит, мы спотыкаем­ся о следующее препятствие – страх. Многие страхи осно­ваны скорее на воображаемых, чем на реальных фактах. Мы часто испытываем страх оказаться в дураках перед другими людьми. Это заставляет нас не рисковать. Мы боимся провала и поэтому не пытаемся сделать что-то новое. Мы боимся перемен и продолжаем удобно катиться по наезженной колее. Результат этого страха – осторож­ность, стремление уберечь себя от любой мыслимой опас­ности.

Если между вами и тем, что вы хотите изучить, стоит страх, то единственный путь лежит через его преодоление. По мере приближения к цели страх исчезает, уверенность в своих силах растет. Когда вы осознаете, какой путь прошли, когда поймете, на что способны, — вы почувству­ете себя в безопасности.

Практически в каждом деле есть вероятность того, что все пойдет вкривь и вкось. Всегда есть факторы, неподвластные нашему контролю. Наши знания неизбежно бывают непол­ными, и поэтому всегда существует вероятность, что вы что-то сделаете неправильно. К несчастью, в нашей культу­ре сильна взаимосвязь таких понятий, как «ошибка» и «неудачник».

Боязнь совершить ошибку мешает учебе. А ведь ошибка — прекрасный способ обучения. Ошибки не­обходимы для учебного процесса. Они говорят нам, в каких случаях нужно изучить предмет более подробно или изме­нить подход. Поймав себя на ошибке, представляйте эту ситуацию как переход от незнания к знанию. Прогресс невозможен без совершения ошибок. Ошибки могут дать толчок к тому, чтобы реализовать те изменения, которые вы давно хотели произвести, но до которых просто «не доходили руки».

Математик Джордж Мур считал, что для совершенствова­ния в математике нужно постоянно решать те задачи, в которых вы все время делаете ошибки. Какой смысл решать задачи, которые у вас и так получаются! Отслеживайте свои ошибки и используйте их как руководство к совершен­ствованию.

Еще одно серьезное препятствие заключается в том, что иногда вам кажется, будто вы все уже знаете о предмете. Как правило, мы придерживаемся своих привычных идей, верований, точек зрения. Мы делаем свою позицию непоко­лебимо твердой и защищаем ее со всей нашей силой. При таком отношении ни о каком учении речи нет и быть не может.

Ученик пришел к учителю дзэна, чтобы расспросить его об учении. Как полагается по обычаю, учитель подал чай. Он налил чашку ученика дополна, по самый ободок, и продол­жал лить дальше. Ученик с изумлением смотрел, как переполняется его чашка, и, наконец, сказал: «Чашка уже полна, в нее больше не войдет». Учитель прекратил нали­вать чай, посмотрел на ученика и сказал с улыбкой: «Подобно этой чашке, твой ум переполнен собственными идеями, мнениями и наблюдениями, Я не могу учить тебя, пока ты не опустошишь свою чашку».

Какой урок можно извлечь из этой исто­рии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2:

Оглядите комнату, в которой вы сейчас находитесь. Пусть ваше внимание свободно переходит от одного объекта к другому. Через несколько минут, когда ваш взгляд остановится на каком-либо предмете, спросите себя: «Что это такое?» И ответьте: «Не знаю». Например, ваш взгляд задержался на выключателе, спросите себя, что это такое, но вместо того, чтобы сказать: «Это выключатель», скажите: «Не знаю». Снова посмотрите на предмет и повторите вопрос.

Ум, который ничего не знает, — это открытый ум. Он заставляет вас видеть дальше ярлыков, фильтрующих ваше восприятие. Вы видите и осознаете то, чего вы не знаете. Ваше восприятие становится более свежим.

Жизнь — лучший учитель. Тайна жизни – это не загадка, требующая отгадки, а некая реальность, которая познается опытом. Для того чтобы раскрывать тайны, развивайте собственные способ­ности к размышлению.

Какие пять истин, познанные в жизни, вы хотели бы передать своим внукам?

Выпишите пять вопросов, на кото­рые должен ответить каждый, если хочет считать себя мудрым человеком.

«Если в землю не сеют злаков, она производит сорняки», - гласит мудрость. Подобно тому, как тело нуждается в пище, ум, для того чтобы стать сильным, нуждается во впечатлениях, в вос­приятии информации, нуждается в чувствах, мыслях и идеях. Ежедневно ваш ум подвергается воздействию тыся­чи стимулов. Телевидение, Internet, радио, газеты, журналы, книги, фильмы, пьесы, реклама, разговоры, прочие бесчисленные глашатаи бомбардируют ваши чувст­ва и воздействуют на ваш ум.

Жизнь подобна роскошному ресторану, в котором официан­ты постоянно подносят вам удивительные экзотические блюда. Сбалансированная умственная диета обеспечивает пита­ние, включающее в себя все необходимые компоненты. Для каждого ума требуются «белки» – то есть та пища, кото­рая формирует структуру вашего ума. «Углеводы», в свою очередь, обеспечивают быстрое получение энергии, но не дают длительного насыщения. «Жиры» — это топливо, а также защита и изоляция нашего разума.

Случается, что мы потребляем слишком много пищи одного типа и слишком мало всех остальных. Может быть, вы потребляете слишком большое количество некачественной пищи? Или слишком много времени тратите на жеватель­ную резинку? А может быть, вы позволяете себе потреб­лять избыток жиров, отчего ваш ум становится медлитель­ным и тяжеловесным? Или, может быть, белки поставляют вам столько калорий, что вы не в состоянии их перерабо­тать?

Поощряйте себя к потреблению разнообразной пищи. Не стоит выплевывать то, что кажется вам новым, необычным и экзотическим на вкус и запах. Соблюдайте сбалансированную умственную диету. Однако научитесь распознавать вредную и опасную пищу для ума, те «яды», которые могут разрушить интеллект.

Какой вид пищи для ума можно назвать «белками», «углеводами», «жирами», «экзотикой», «жевательной резинкой», «ядом»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дойти до конца в учении невозможно. Чем больше мы видим, ощущаем, тем больше понимаем, как много еще нужно испытать. Чем больше мы познаём, тем боль­ше понимаем, как необъятен мир. Чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем.

В этом понимании есть своя красота. Когда мы осознаем, что учение бесконечно, мы воодушевляемся и становимся готовыми к тому, чтобы открыть свои чувства и заострить свой ум. Мы с новой энергией принимаемся за исследова­ние бесконечного мира знаний.

  «…Насреддин назначил лекцию на два часа дня, и вокруг нее возник настоящий ажиотаж: тысяча билетов на места в зале были полностью проданы, а более шестисот человек остались снаружи, чтобы следить за беседой по внутренней телесети. Ровно в два часа вошел ассистент Насреддина и сообщил, что по непредвиденным обстоятельствам начало беседы переносится. Некото­рые возмущенно поднялись, потребовали вер­нуть им деньги и вышли. Но даже при этом внутри зала и снаружи еще оставалось много народу. В четыре часа дня суфийского* учителя еще не было, и люди начали понемногу покидать зал и получать обратно деньги: как-никак, рабочий день близился к концу, пора было возвращаться домой. Когда наступило шесть часов, из при­шедших вначале 1700 зрителей осталось менее сотни. И тут, пошатываясь, вошел, наконец, Нас­реддин. Казалось, он был пьян в стельку и тут же подсел к сидевшей в первом ряду красивой девушке и стал с ней любезничать. Люди начали подниматься со своих мест, удивляясь и негодуя; как же так, они прождали четыре часа подряд, а теперь этот человек ведет себя подобным образом? Пронесся неодобри­тельный шепот, но суфийский учитель не придал ему никакого значения: громким голосом он го­ворил о том, как сексуальна эта девушка, и приглашал ее съездить с ним во Францию. Выругавшись в адрес людей, которые жало­вались, Насреддин попытался встать — и сва­лился на пол. Возмущенные зрители решили не­медленно уйти, они говорили, что все это — не более чем шарлатанство, что они обратятся в газеты, которые напишут об этом унизительном зрелище. В зале осталось девять человек. Икак толь­ко группа возмущенных покинула помещение, Насреддин встал. Он был трезв, его глаза излу­чали свет, от него исходила аура авторитета и мудрости. «Вы, здесь сидящие, и есть те, кому суждено меня услышать, — сказал он. — Вы выдержали два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины и мужество принимать происходящее без осужде­ния и оценки. Вас я буду учить»…» Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»
  «Если ученик непрестанно задаёт УЧИТЕЛЮ вопросы, значит, не доверяет ему, считая, что тот не может или не хочет дать всё необходимое» Восточная мудрость

Какие мысли возникли у вас, когда вы прочитали отрывок из книги и восточную мудрость?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________

*Суфизм – мистическое течение в исламе. Возникло в Vlll-lX вв. Учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним.


2 ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА

_____________________________________________________________

По расчётам математика и кибернетика фон Неймана получилось, что человеческий мозг потенциально может вместить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки им. В.И.Ленина в Моск­ве.

Это сообщение должно нас убедить в том, что мы имеем та­кую потенциальную возможность, а так называемая «природ­ная феноменальность» заключается в умении извлечь это со­кровище из тайников нашего мозга.

Несколько подтверждений: Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал легендарный Ганнибал. По имени и в лицо знал 20000 жителей греческой столицы и знаменитый Фемистокл. А Сенека, философ и поэт Древнего Рима — был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех нео­быкновенной памятью на числа. Он помнил шесть первых сте­пеней всех чисел до ста. Академик Иоффе по памяти пользо­вался таблицей логарифмов. Другой советский ученый академик С.А.Чаплыгин мог безошибочно назвать номер теле­фона, по которому он звонил 5 лет назад случайно всего один раз. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнерами.

Эти люди жили в разных эпохах и запоминали они разное. Однако их общим знаменателем было одно — выдающаяся память.

Но давайте не очень будем удивляться такой памяти, хотя ее обладатели, безусловно, достойны уважения и подражания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: