Индивидуальные особенности восприятия информации

  Трёх слепых от рождения людей попросили на ощупь определить, что такое «слон». Каждый из них потрогал только один «фраг­мент» этого действительно крупного животного: один — ногу, второй — хвост, а третий — хобот. В дальнейшем эти слепые рассорились, об­суждая вопрос о том, чем же является слон. Ибо один утверж­дал, что слон — это нечто вроде колонны (тот, что ощупал ногу). Другой — что он похож на змею (тот, что ощупал хвост). А третий — что слон подобен большому, толстому червяку (тот, кто исследовал хобот).

Есть окружающая нас действительность (в случае с притчей — это слон), и есть субъективное восприятие этой действительности (в притче — это хвост, ноги и хобот этого слона, которые по отдельности успели воспринять слепые). Слон не равен воспринятому: ни хвосту, ни ногам, ни хоботу. Однако главной ошибкой всех живущих на земле людей является предположение, что их соб­ственное видение мира подлинно и правильно («слон = хоботу/ноге/хвосту»). Но ведь восприятие мира другими людьми может совершенно не совпадать с нашим. Отсюда следуют простые выводы:

1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второй реальности».

2. Находясь в одной и той же ситуации и/или изучая один и тот же предмет люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по-разному — в силу своих особенностей.

3. Поскольку поведение человека определяется его восприятием, люди, умеющие делать это более точно, всегда оказыва­ются эффективней других.

4. Так как наше восприятие никогда не может в точности соот­ветствовать действительности (мир познаваем, но никогда не бу­дет до конца познан), нормальным и экологичным (соответствующим сути жизни) является расширение и ви­доизменение своего восприятия.

5. Более гибкие люди, способные изменять и расширять своё восприятие, всегда будут иметь преимущество перед менее гибкими.

Информация извне поступает по пяти каналам восприятия (см. рис 1).

Наиболее важ­ными являются первые три из них — визуальный (Vis – через зрение воспринимается до 80% информации), аудиальный (Aud – до 15% через слух) и кинестетический (Kin – до 10% через осязание). Так­же есть ещё один, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Дis) — формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого ра­зума. Далее в мозгу информация осмысливается у каждого по-своему, и в результате этого процесса выдаётся характерная только для данного человека реакция (речь и действия). На формирование нашего восприятия влияет жизнен­ный опыт и наши врождённые особенности.

Оказывается, люди рождаются не только с разным цветом глаз, волос, особенностями телосложения и пр., но и с различными предпочитаемыми каналами восприятия информации. В зависимости от этого их можно разделить (весь­ма условно!) на визуалов (их в среднем 45-50% от всех людей), кинестетиков (примерно столько же), аудиалов (3-5%). Такие врождённые предпочтения влияют не только на картину мира каждого человека, но также отражается на его внешности, поведении, речи, процессах запоминания и вспоминания и пр. В таблице 1 приведены краткие характеристики основных типов.

В процессе жизни развиваются все каналы восприятия. В школе из-за того, что основная часть информации устная (объяснения учителей на уроках) и печатная (чтение книг, учебников), развиваются в большей степени аудиальный и дискретный каналы. Если ребёнок занимается спортом или танцами, то развивается кинестетический, если живописью – визуальный. Однако у каждого из нас врождённый канал остаётся излюбленным, лучше всего освоенным.


Сводная таблица характеристик

Таблица 1

Характеристика "Визуал" "Кинестетик"  
Поза Поза прямая, расправ­ленная, голова и плечи подняты Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены  
Особенности внешности и движений Как тощий, так и туч­ный, губы тонкие, движения ско­ваны, судорожны Пухлый, округлен­ный, мягкий, губы пухлые, дви­жения свободные, плавные  
Дыхание Высокое грудное Низкое брюшное
Тональность, скорость и сила голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, неестест­венный, медлен­ный, мягкий
Направление взгляда по от­ношению к окружающим На уровне глаз и выше Глаза опущены
     
Характеристика "Аудиал" "Дискрет"  
Поза "Телефонная поза", голова наклонена вбок Скрещенные на гру­ди руки, прямая осан­ка, поднятая голова
Особенности внешности и движения Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны Мягкое, полное (далеко не всегда), губы тонкие, плотно сжатые, движения негибкие
Дыхание В полном объеме Ограниченное
Тональность, скорость и сила голоса Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим Глаза опущены Смотрит над толпой  

Первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и дискреты — именно последние чаще всего и бывают круглыми отлич­никами. Аудиалам помогает хорошая слуховая память и способность к изложению. Труднее кинестетикам, т.к. им почти ничего не дают пощупать (они хуже читают, пишут с ошибками). А потом школа заканчивается. Наступает время выбора жиз­ненного пути, области деятельности, профессии. Естественно, что от того, насколько эти самые путь, область и профессия будут совпадать по характеру используемой информации с предпочитаемой системой восприятия человека, насколько гармонично развиты другие каналы, в большой степени зависит его успешность и эффективность. Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы, так же, как из визуалов — худож­ники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстракт­но-теоретических дисциплинах, а кинестетики — везде, где, для того чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, ви­зуалы, то среди скульпторов встречается масса кинестетиков).

Исходя из выше изложенного и самонаблюдения, определите свой врождённый предпочитаемый канал восприятия информации. По каким признакам вы это узнали?

________________________________________________________________________

Использование каких каналов восприятия у вас вызывают затруднения, почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: