Трёх слепых от рождения людей попросили на ощупь определить, что такое «слон». Каждый из них потрогал только один «фрагмент» этого действительно крупного животного: один — ногу, второй — хвост, а третий — хобот. В дальнейшем эти слепые рассорились, обсуждая вопрос о том, чем же является слон. Ибо один утверждал, что слон — это нечто вроде колонны (тот, что ощупал ногу). Другой — что он похож на змею (тот, что ощупал хвост). А третий — что слон подобен большому, толстому червяку (тот, кто исследовал хобот). |
Есть окружающая нас действительность (в случае с притчей — это слон), и есть субъективное восприятие этой действительности (в притче — это хвост, ноги и хобот этого слона, которые по отдельности успели воспринять слепые). Слон не равен воспринятому: ни хвосту, ни ногам, ни хоботу. Однако главной ошибкой всех живущих на земле людей является предположение, что их собственное видение мира подлинно и правильно («слон = хоботу/ноге/хвосту»). Но ведь восприятие мира другими людьми может совершенно не совпадать с нашим. Отсюда следуют простые выводы:
|
|
1. Каждый человек живет не в реальном мире, а в мире своей собственной «второй реальности».
2. Находясь в одной и той же ситуации и/или изучая один и тот же предмет люди могут оценивать эту ситуацию и описывать данный предмет совершенно по-разному — в силу своих особенностей.
3. Поскольку поведение человека определяется его восприятием, люди, умеющие делать это более точно, всегда оказываются эффективней других.
4. Так как наше восприятие никогда не может в точности соответствовать действительности (мир познаваем, но никогда не будет до конца познан), нормальным и экологичным (соответствующим сути жизни) является расширение и видоизменение своего восприятия.
5. Более гибкие люди, способные изменять и расширять своё восприятие, всегда будут иметь преимущество перед менее гибкими.
Информация извне поступает по пяти каналам восприятия (см. рис 1).
Наиболее важными являются первые три из них — визуальный (Vis – через зрение воспринимается до 80% информации), аудиальный (Aud – до 15% через слух) и кинестетический (Kin – до 10% через осязание). Также есть ещё один, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Дis) — формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Далее в мозгу информация осмысливается у каждого по-своему, и в результате этого процесса выдаётся характерная только для данного человека реакция (речь и действия). На формирование нашего восприятия влияет жизненный опыт и наши врождённые особенности.
|
|
Оказывается, люди рождаются не только с разным цветом глаз, волос, особенностями телосложения и пр., но и с различными предпочитаемыми каналами восприятия информации. В зависимости от этого их можно разделить (весьма условно!) на визуалов (их в среднем 45-50% от всех людей), кинестетиков (примерно столько же), аудиалов (3-5%). Такие врождённые предпочтения влияют не только на картину мира каждого человека, но также отражается на его внешности, поведении, речи, процессах запоминания и вспоминания и пр. В таблице 1 приведены краткие характеристики основных типов.
В процессе жизни развиваются все каналы восприятия. В школе из-за того, что основная часть информации устная (объяснения учителей на уроках) и печатная (чтение книг, учебников), развиваются в большей степени аудиальный и дискретный каналы. Если ребёнок занимается спортом или танцами, то развивается кинестетический, если живописью – визуальный. Однако у каждого из нас врождённый канал остаётся излюбленным, лучше всего освоенным.
Сводная таблица характеристик
Таблица 1
Характеристика | "Визуал" | "Кинестетик" | |
Поза | Поза прямая, расправленная, голова и плечи подняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | |
Особенности внешности и движений | Как тощий, так и тучный, губы тонкие, движения скованы, судорожны | Пухлый, округленный, мягкий, губы пухлые, движения свободные, плавные | |
Дыхание | Высокое грудное | Низкое брюшное | |
Тональность, скорость и сила голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, неестественный, медленный, мягкий | |
Направление взгляда по отношению к окружающим | На уровне глаз и выше | Глаза опущены | |
Характеристика | "Аудиал" | "Дискрет" | |
Поза | "Телефонная поза", голова наклонена вбок | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова | |
Особенности внешности и движения | Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны | Мягкое, полное (далеко не всегда), губы тонкие, плотно сжатые, движения негибкие | |
Дыхание | В полном объеме | Ограниченное | |
Тональность, скорость и сила голоса | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой | |
Направление взгляда по отношению к окружающим | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Первенство в успеваемости обретают быстро схватывающие все глазами визуалы и дискреты — именно последние чаще всего и бывают круглыми отличниками. Аудиалам помогает хорошая слуховая память и способность к изложению. Труднее кинестетикам, т.к. им почти ничего не дают пощупать (они хуже читают, пишут с ошибками). А потом школа заканчивается. Наступает время выбора жизненного пути, области деятельности, профессии. Естественно, что от того, насколько эти самые путь, область и профессия будут совпадать по характеру используемой информации с предпочитаемой системой восприятия человека, насколько гармонично развиты другие каналы, в большой степени зависит его успешность и эффективность. Например, везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы. Из них быстрее и проще получаются музыканты и композиторы, так же, как из визуалов — художники и кинофотооператоры. Дискреты незаменимы в абстрактно-теоретических дисциплинах, а кинестетики — везде, где, для того чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (между прочим, если хорошие художники, как правило, визуалы, то среди скульпторов встречается масса кинестетиков).
Исходя из выше изложенного и самонаблюдения, определите свой врождённый предпочитаемый канал восприятия информации. По каким признакам вы это узнали?
________________________________________________________________________
|
|
Использование каких каналов восприятия у вас вызывают затруднения, почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________