Трауготт Наталья Николаевна. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. //Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деффаков педвузов: /Под ред. Л.С. Волковой: в5 кн.- М.: Гуматин. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 3: Системные наруг\шения речи: Алалия. Афазия. – с. 7-29.
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. //Расстройства речи в детском возрасте/ Под ред. М.П. Шкловского.- Петрозаводск, 1940. – Т. 4, с. 70-103.
Методика нарабатывалась во вспомогательных школах для детей с аномальным развитием, в специальных классах для детей-алаликов городов Ленинграда и Москвы, в Ленинградском научно-практическом институте слуха и речи. Практика работы различна. Были случаи, когда после 1-2 лет работы дети направлялись в массовые школы, а были и другие, когда после 5-6 лет работы с ребенком в институте речь улучшалась незначительно, оставаясь бедной, аграмматичной. Реально: дети должны заниматься 3-4 года. Желательно в 7 лет брать в подготовительный класс, через 1-2 года переводить в 1-й класс. Классы комплектовать по 10-12 детей, а еще лучше – по 6-8. Методика опубликована впервые в 1938 г., широко стала распространяться с 1940 г.
|
|
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧИ И МЕТОДИКА РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С МОТОРНЫМИ АЛАЛИКАМИ
Работа по развитию речи должна включать 3 основных раздела:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие самостоятельной речи.
3. Отработка элементов звучащей речи.
Работая в первом направлении, авторы отмечают, что несмотря на то, что у моторного алалика относительно хорошее состояние сенсорной речи, первое направление необходимо, т.к. в его понимании всегда имеются те или иные, сравнительно незначительные дефекты. Чаще всего эти дефекты сказываются в недостаточно богатом запасе слов, непонимании или недостаточном понимании доступных обычному ребенку оборотов речи и выражений, а также в неумении улавливать содержание более или менее сложных и трудных текстов. Например, дети трудно слушают чтение сказок А.С. Пушкина, многие эпизоды им приходится пересказывать своими словами.
Неговорящий ребенок не имеет возможности спросить о значении того или иного слова. Нормально говорящий уточняет значение слов во время говорения, окружающие исправляют его ошибки в речевом контексте. Неумение понимать длинные тексты объясняется и тем, что в семье алалику мало читают.
Второй раздел – развитие самостоятельной речи – центральное звено всей работы. Задачи – обогащение словаря, развитие связной и правильной в грамматическом отношении речи. Эти 3 задачи связаны друг с другом.
Третий раздел включает 3 вида работы, каждый из которых имеет самостоятельное значение:
|
|
1) постановка дыхания (работа необходима ввиду предрасположенности алаликов к развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной функции, в ряде случаев наблюдающееся у алаликов, затрудняет процесс воспитания речи);
2) работа по постановке отсутствующих звуков и коррекции произношения;
3) упражнение в подражании элементам речи.
Работа по развитию речи должна пронизывать в образовательном учреждении весь педагогический процесс. В занятиях, быту, играх нужно пользоваться каждым благоприятным моментом для обогащения словаря ребенка и стимуляции его речи. Не менее одного занятия ежедневно нужно уделять развитию речи. Работа должна планироваться и включать все 3 раздела.
Вне занятий должна проводиться индивидуальная логопедическая работа (по 3-му разделу) и дополнительные речевые занятия, которым нужно придавать характер увлекательной клубной работы. Во время этих занятий с детьми нужно устраивать экскурсии, читать, рассказывать, организовывать речевые игры, элементарные постановки. Планы внешкольных речевых занятий должны быть тесно увязаны с классной работой.
Методика работы предусматривает разбить процесс обучения на 3 этапа.
1. Работа с начинающими обучаться детьми, у которых речь отсутствует или резко ограничена.
2. Работа с несколько продвинутыми детьми, владеющими элементарной бытовой речью.
3. Работа с детьми, предназначенными к переходу в массовую школу.
Ввиду того что речевое развитие детей идет очень различно, нельзя точно приурочить этапы развития речи к определенным годам обучения и связать их с программой определенного класса (между развитием речи и овладением навыками нет полного параллелизма). Чаще всего, если ребенок поступил в школу неговорящим, он тратит на овладение первым этапом развития речи не менее года. За это время он параллельно научается читать. Таким образом, обычно при прохождении второй и третьей степеней работы над речью педагог имеет дело с уже грамотными детьми и широко использует чтение в целях речевого развития.
Возможно и такое: ребенок поступает в школу без знания основ грамоты, но владеющим обиходной или даже относительно развитой речью; в этом случае придется комбинировать приемы обучения, предложенные для разных этапов работы.
1 ЭТАП – РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
Первое, чему должен научить неговорящего ребенка логопед, - слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам. Далее надо дать ему хотя бы самую элементарную бытовую речь, несколько улучшить произношение имеющихся звуков и поставить отсутствующие.
Параллельно даются навыки чтения и письма. Общая задача этого периода – повышение речевой активности. Надо добиться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута, можно ожидать, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у всех окружающих, как это делает нормальный ребенок на втором году жизни.
Повышение речевой активности достигается не только и не столько общей постановкой речевой работы, сколько общей лечебно-педагогической системой воздействия.
Начиная работу с моторным алаликом, логопед должен прежде всего выявить его интересы, способности, желания, страхи. Важно понаблюдать, пытается ли ребенок говорить, если да, то в какой обстановке, при каких условиях, что тормозит и что стимулирует его»высказывания». Полезно попытаться разговаривать с ребенком, расспрашивая о близком и интересном (доме, семье и т.п.) и ставя вопрос так, чтобы на него можно было отвечать хотя бы отрицательным или утвердительным кивком головы. Часто алалик, увлекшись «разговором», вдруг обнаруживает знание некоторых слов или употребление мимики.
|
|
Иногда бывает трудно понять, что хочет сказать ребенок, однако этого не надо обнаруживать, чтобы его не расхолодить.
В начале работы педагог выясняет, имеются ли у ребенка дефекты в понимании, привык ли он слушать рассказывание и чтение. Параллельно детей втягивают в примитивные речевые игры, а также в процессе ознакомления с новой обстановкой школы и класса знакомят с соответствующими новыми словами. Постепенно приступают к систематической работе по речи. Приемы различны в каждом разделе работы.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Используются два основных приема: 1) исполнение детьми детализированных поручений учителя, 2) рассказывание и чтение сказок и рассказов.
Первый прием особенно уместен в самом начале работы, когда учителю нужно выяснить дефекты понимания. Применять по-разному. 1) Давать ученику выполнять при рассматривании картинок детализированные задания: «покажи мальчика, у которого развязался шарф»; «покажи девочку, поднимающуюся с санками на горку» и т.п. 2) Игра в поручения, во время которой выясняется понимают ли дети предлоги, знают ли названия цветов: «принеси красный кубик»; «положи зеленый кубик в ящик стола»; «положи резинку на коробку» и т.д. В процессе таких заданий можно уточнить понимание слов, недостаточно знакомых детям.
Чтение и рассказывание практиковать в классное и внешкольное время. На первых порах лучше рассказывать, а не читать, т.к. рассказчик имеет больше возможности следить за реакцией детей, изменять текст в соответствии с уровнем понимания. Рассказ можно сопровождать показом картинок или делать зарисовки на доске, листе бумаги.
Для первого чтения надо выбирать легкие, но эмоционально насыщенные рассказы и сказки вроде «Трех поросят», «Сказки о хитрой лисе» и т.д. Не нужно сразу стремиться к тому, чтобы дети поняли все новые выражения и обороты рассказанного или прочитанного: важно, чтобы был уловлен общий смысл.
|
|
Уроки чтения и рассказывания надо использовать и для стимуляции алаликов к высказываниям. С этой целью после прочтения рассказа учитель задает вопрос по тексту, на который ученик может ответить одним словом, кивком головы или мимикой. Последний способ высказывания (мимику) поощрять на первых порах, позднее – стараться избегать. Ребенок должен постепенно привыкнуть к тому, что после рассказывания или чтения следует выяснение того, насколько он уловил смысл прочитанного. Это заставит его внимательнее и активнее слушать.
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ
Полезно применение игр, включающих отдельные слова и восклицания. Эти игры должны проводиться во время внешкольных занятий, но первые дни работы их можно практиковать и во время уроков. О.А. Хайкинен собрала большое количество таких игр и разработала методику их применения. Примеры: 1) Игра в мяч с восклицаниями: «лови!», «дай!»; 2) Игра «гуси-лебеди» - «га-га-га» и т.п. 3) игры во время физкультурных занятий и при проведении подвижных игр в свободное время.
Включение речи в игру полезно потому, что этим достигается сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным и потому легким путем.
Речь в игре элементарна, а значит, - доступна ребенку. Он успешен, возможна работа по выразительности речи. При переброске мяча ребенок действительно хочет получить мяч и потому слово «дай» звучит естественно, громко, быстро, выразительно. Можно условно назвать такую работу «воспитанием эмоциональной речи».
Кроме включения речи в игру должны проводиться занятия по обогащению словаря и развитию связной речи, причем словарная работа имеет значение подсобного средства.
Одна из форм словарной работы, служащей не только расширению словаря, но и закреплению, - игра в картинное лото. Желательно подобрать или составить специальное лото, включив в него наиболее нужные в обиходе слова. Играть можно по-разному. 1) Если слова знакомы детям, учитель молча вынимает картинки и показывает их детям; ребенок ищет у себя соответствующую картинку, называет ее – «кошка» или «у меня кошка».Если слово ребенку не знакомо, учитель первым называет его, ребенок повторяет, ищет у себя картинку, произносит еще раз. 2) Можно поручить вести игру кому-либо из детей. Плюс: игру можно проводить многократно. Минус: может быстро наскучить детям. Поэтому нужно соблюдать чувство меры. 3) Можно ввести составление словарей: одновременно знакомить со свойствами предметов. Пример: мел – цвет, твердость, можно писать, рисовать, ломать. Задание: «нарисуй мелом все, что у тебя в пенале; назови все, что ты нарисовал». Сходные приемы рекомендует Г.П. Васильев в статьях по методике обучения русскому языку детей-билингвов. Но алалику запоминание слова дается с большим трудом, требуется большее количество упражнений. Трудность запоминания слова выражена у алалика в двух формах: 1) выражена в непрочности структуры слова, наклонности к перестановке слогов и замены одних слогов другими (парафазия). 2) трудность: слово связывается только с той ситуацией, в которой было дано и не переносится на другие. Вопрос ребенок понимает, «кошка» на картинке лото и «кошка», которая ловит мышку – две разные кошки. Помнить: чем ярче впечатления от предмета, тем легче алалику его назвать.
Ряд методических требований: 1) во избежании парафазий полезно многократное индивидуальное и коллективное повторение слова; 2) полезно проговаривание перед зеркалом; 3) упражнение в делении слов на слоги и подсчет их; 4) присоединение движений к проговариванию; 5) работу вести параллельно с обучением чтению и письму; 6) для лучшего запоминания слова давать его в самых разных ситуациях; 7) использовать все анализаторы; 8) найти для каждого ребенка лучший (индивидуальный) способ запоминания; 9) нелишне завести индивидуальные словарики-альбомчики с рисунками и новыми словами.