Возраста

Трауготт Наталья Николаевна. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. //Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деффаков педвузов: /Под ред. Л.С. Волковой: в5 кн.- М.: Гуматин. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 3: Системные наруг\шения речи: Алалия. Афазия. – с. 7-29.

Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. //Расстройства речи в детском возрасте/ Под ред. М.П. Шкловского.- Петрозаводск, 1940. – Т. 4, с. 70-103.

Методика нарабатывалась во вспомогательных школах для детей с аномальным развитием, в специальных классах для детей-алаликов городов Ленинграда и Москвы, в Ленинградском научно-практическом институте слуха и речи. Практика работы различна. Были случаи, когда после 1-2 лет работы дети направлялись в массовые школы, а были и другие, когда после 5-6 лет работы с ребенком в институте речь улучшалась незначительно, оставаясь бедной, аграмматичной. Реально: дети должны заниматься 3-4 года. Желательно в 7 лет брать в подготовительный класс, через 1-2 года переводить в 1-й класс. Классы комплектовать по 10-12 детей, а еще лучше – по 6-8. Методика опубликована впервые в 1938 г., широко стала распространяться с 1940 г.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧИ И МЕТОДИКА РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С МОТОРНЫМИ АЛАЛИКАМИ

Работа по развитию речи должна включать 3 основных раздела:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие самостоятельной речи.

3. Отработка элементов звучащей речи.

Работая в первом направлении, авторы отмечают, что несмотря на то, что у моторного алалика относительно хорошее состояние сенсорной речи, первое направление необходимо, т.к. в его понимании всегда имеются те или иные, сравнительно незначительные дефекты. Чаще всего эти дефекты сказываются в недостаточно богатом запасе слов, непонимании или недостаточном понимании доступных обычному ребенку оборотов речи и выражений, а также в неумении улавливать содержание более или менее сложных и трудных текстов. Например, дети трудно слушают чтение сказок А.С. Пушкина, многие эпизоды им приходится пересказывать своими словами.

Неговорящий ребенок не имеет возможности спросить о значении того или иного слова. Нормально говорящий уточняет значение слов во время говорения, окружающие исправляют его ошибки в речевом контексте. Неумение понимать длинные тексты объясняется и тем, что в семье алалику мало читают.

Второй раздел – развитие самостоятельной речи – центральное звено всей работы. Задачи – обогащение словаря, развитие связной и правильной в грамматическом отношении речи. Эти 3 задачи связаны друг с другом.

Третий раздел включает 3 вида работы, каждый из которых имеет самостоятельное значение:

1) постановка дыхания (работа необходима ввиду предрасположенности алаликов к развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной функции, в ряде случаев наблюдающееся у алаликов, затрудняет процесс воспитания речи);

2) работа по постановке отсутствующих звуков и коррекции произношения;

3) упражнение в подражании элементам речи.

Работа по развитию речи должна пронизывать в образовательном учреждении весь педагогический процесс. В занятиях, быту, играх нужно пользоваться каждым благоприятным моментом для обогащения словаря ребенка и стимуляции его речи. Не менее одного занятия ежедневно нужно уделять развитию речи. Работа должна планироваться и включать все 3 раздела.

Вне занятий должна проводиться индивидуальная логопедическая работа (по 3-му разделу) и дополнительные речевые занятия, которым нужно придавать характер увлекательной клубной работы. Во время этих занятий с детьми нужно устраивать экскурсии, читать, рассказывать, организовывать речевые игры, элементарные постановки. Планы внешкольных речевых занятий должны быть тесно увязаны с классной работой.

Методика работы предусматривает разбить процесс обучения на 3 этапа.

1. Работа с начинающими обучаться детьми, у которых речь отсутствует или резко ограничена.

2. Работа с несколько продвинутыми детьми, владеющими элементарной бытовой речью.

3. Работа с детьми, предназначенными к переходу в массовую школу.

Ввиду того что речевое развитие детей идет очень различно, нельзя точно приурочить этапы развития речи к определенным годам обучения и связать их с программой определенного класса (между развитием речи и овладением навыками нет полного параллелизма). Чаще всего, если ребенок поступил в школу неговорящим, он тратит на овладение первым этапом развития речи не менее года. За это время он параллельно научается читать. Таким образом, обычно при прохождении второй и третьей степеней работы над речью педагог имеет дело с уже грамотными детьми и широко использует чтение в целях речевого развития.

Возможно и такое: ребенок поступает в школу без знания основ грамоты, но владеющим обиходной или даже относительно развитой речью; в этом случае придется комбинировать приемы обучения, предложенные для разных этапов работы.

1 ЭТАП – РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

Первое, чему должен научить неговорящего ребенка логопед, - слушать и понимать рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам. Далее надо дать ему хотя бы самую элементарную бытовую речь, несколько улучшить произношение имеющихся звуков и поставить отсутствующие.

Параллельно даются навыки чтения и письма. Общая задача этого периода – повышение речевой активности. Надо добиться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута, можно ожидать, что алалик начнет учиться речи не только у педагогов, но и у всех окружающих, как это делает нормальный ребенок на втором году жизни.

Повышение речевой активности достигается не только и не столько общей постановкой речевой работы, сколько общей лечебно-педагогической системой воздействия.

Начиная работу с моторным алаликом, логопед должен прежде всего выявить его интересы, способности, желания, страхи. Важно понаблюдать, пытается ли ребенок говорить, если да, то в какой обстановке, при каких условиях, что тормозит и что стимулирует его»высказывания». Полезно попытаться разговаривать с ребенком, расспрашивая о близком и интересном (доме, семье и т.п.) и ставя вопрос так, чтобы на него можно было отвечать хотя бы отрицательным или утвердительным кивком головы. Часто алалик, увлекшись «разговором», вдруг обнаруживает знание некоторых слов или употребление мимики.

Иногда бывает трудно понять, что хочет сказать ребенок, однако этого не надо обнаруживать, чтобы его не расхолодить.

В начале работы педагог выясняет, имеются ли у ребенка дефекты в понимании, привык ли он слушать рассказывание и чтение. Параллельно детей втягивают в примитивные речевые игры, а также в процессе ознакомления с новой обстановкой школы и класса знакомят с соответствующими новыми словами. Постепенно приступают к систематической работе по речи. Приемы различны в каждом разделе работы.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Используются два основных приема: 1) исполнение детьми детализированных поручений учителя, 2) рассказывание и чтение сказок и рассказов.

Первый прием особенно уместен в самом начале работы, когда учителю нужно выяснить дефекты понимания. Применять по-разному. 1) Давать ученику выполнять при рассматривании картинок детализированные задания: «покажи мальчика, у которого развязался шарф»; «покажи девочку, поднимающуюся с санками на горку» и т.п. 2) Игра в поручения, во время которой выясняется понимают ли дети предлоги, знают ли названия цветов: «принеси красный кубик»; «положи зеленый кубик в ящик стола»; «положи резинку на коробку» и т.д. В процессе таких заданий можно уточнить понимание слов, недостаточно знакомых детям.

Чтение и рассказывание практиковать в классное и внешкольное время. На первых порах лучше рассказывать, а не читать, т.к. рассказчик имеет больше возможности следить за реакцией детей, изменять текст в соответствии с уровнем понимания. Рассказ можно сопровождать показом картинок или делать зарисовки на доске, листе бумаги.

Для первого чтения надо выбирать легкие, но эмоционально насыщенные рассказы и сказки вроде «Трех поросят», «Сказки о хитрой лисе» и т.д. Не нужно сразу стремиться к тому, чтобы дети поняли все новые выражения и обороты рассказанного или прочитанного: важно, чтобы был уловлен общий смысл.

Уроки чтения и рассказывания надо использовать и для стимуляции алаликов к высказываниям. С этой целью после прочтения рассказа учитель задает вопрос по тексту, на который ученик может ответить одним словом, кивком головы или мимикой. Последний способ высказывания (мимику) поощрять на первых порах, позднее – стараться избегать. Ребенок должен постепенно привыкнуть к тому, что после рассказывания или чтения следует выяснение того, насколько он уловил смысл прочитанного. Это заставит его внимательнее и активнее слушать.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Полезно применение игр, включающих отдельные слова и восклицания. Эти игры должны проводиться во время внешкольных занятий, но первые дни работы их можно практиковать и во время уроков. О.А. Хайкинен собрала большое количество таких игр и разработала методику их применения. Примеры: 1) Игра в мяч с восклицаниями: «лови!», «дай!»; 2) Игра «гуси-лебеди» - «га-га-га» и т.п. 3) игры во время физкультурных занятий и при проведении подвижных игр в свободное время.

Включение речи в игру полезно потому, что этим достигается сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным и потому легким путем.

Речь в игре элементарна, а значит, - доступна ребенку. Он успешен, возможна работа по выразительности речи. При переброске мяча ребенок действительно хочет получить мяч и потому слово «дай» звучит естественно, громко, быстро, выразительно. Можно условно назвать такую работу «воспитанием эмоциональной речи».

Кроме включения речи в игру должны проводиться занятия по обогащению словаря и развитию связной речи, причем словарная работа имеет значение подсобного средства.

Одна из форм словарной работы, служащей не только расширению словаря, но и закреплению, - игра в картинное лото. Желательно подобрать или составить специальное лото, включив в него наиболее нужные в обиходе слова. Играть можно по-разному. 1) Если слова знакомы детям, учитель молча вынимает картинки и показывает их детям; ребенок ищет у себя соответствующую картинку, называет ее – «кошка» или «у меня кошка».Если слово ребенку не знакомо, учитель первым называет его, ребенок повторяет, ищет у себя картинку, произносит еще раз. 2) Можно поручить вести игру кому-либо из детей. Плюс: игру можно проводить многократно. Минус: может быстро наскучить детям. Поэтому нужно соблюдать чувство меры. 3) Можно ввести составление словарей: одновременно знакомить со свойствами предметов. Пример: мел – цвет, твердость, можно писать, рисовать, ломать. Задание: «нарисуй мелом все, что у тебя в пенале; назови все, что ты нарисовал». Сходные приемы рекомендует Г.П. Васильев в статьях по методике обучения русскому языку детей-билингвов. Но алалику запоминание слова дается с большим трудом, требуется большее количество упражнений. Трудность запоминания слова выражена у алалика в двух формах: 1) выражена в непрочности структуры слова, наклонности к перестановке слогов и замены одних слогов другими (парафазия). 2) трудность: слово связывается только с той ситуацией, в которой было дано и не переносится на другие. Вопрос ребенок понимает, «кошка» на картинке лото и «кошка», которая ловит мышку – две разные кошки. Помнить: чем ярче впечатления от предмета, тем легче алалику его назвать.

Ряд методических требований: 1) во избежании парафазий полезно многократное индивидуальное и коллективное повторение слова; 2) полезно проговаривание перед зеркалом; 3) упражнение в делении слов на слоги и подсчет их; 4) присоединение движений к проговариванию; 5) работу вести параллельно с обучением чтению и письму; 6) для лучшего запоминания слова давать его в самых разных ситуациях; 7) использовать все анализаторы; 8) найти для каждого ребенка лучший (индивидуальный) способ запоминания; 9) нелишне завести индивидуальные словарики-альбомчики с рисунками и новыми словами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: