Вопросы и задания. 1. Каков характер грамматической категории вида русского глагола (словоизменительный или классификационный)?

1. Каков характер грамматической категории вида русского глагола (словоизменительный или классификационный)?

2. Что обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида? На какие вопросы они отвечают?

3. С какими грамматическими категориями связан вид глагола? Покажите эту связь на конкретных примерах.

4. Из текста предыдущего занятия (первый абзац) выпишите в два столбика глаголы несовершенного и совершенного вида.

5.Категория вида изучается в особом разделе грамматики – в аспектологии (от лат. aspectus – вид). Частные видовые значения глаголов рассматриваются на фоне аспектуальных (видовых) ситуаций. В отображении каких аспектуальных ситуаций участвуют глаголы в данном тексте? Понаблюдайте, глаголы какого вида проявляют себя во всех четырех ситуациях, в то время как глаголы другого вида – только в двух.

Аспектуальные ситуации:

1) ситуация единичного конкретного действия;

2) ситуация повторяющегося действия;

3) ситуация постоянного процессуального признака;

4) ситуация обобщенного факта.

Наступил момент, когда Бадин перестал слышать, что говорили вокруг. Картина забрала его. Так происходило всегда перед настоящей живописью. Терпеливо он дождался толчка. Бывало, что это настигало плавно, словно раскрывался занавес. Оставалась только картина и он. Хорошую картину недостаточно знать, время от времени ее надо смотреть. Эту картину Астахова он знал давно. Но за это время с ней что-то произошло. Здесь, в Лыкове, она стала иной. Конечно, было поучительно сличать картину с натурой. Определить расхождение – что художник изменил, зачем подчеркнул кирпичное пятно на стене, как написал медную крышу и слепящие окна… Бадин привычно анализировал детали, где что понадобилось художнику уравновесить, столкнуть, но это не помогало понять того жара и печали, которые исходили от картины. И раньше он выделял ее из астаховских пейзажей. Теперь же он ощутил скрытую силу картины, каждый мазок, линия были вызваны чувством, которое Бадин не умел определить… «Может, любовь?» – спрашивал он себя. Одна природа не может так взволновать художника, думал он… (Д. Гранин. Картина)

6. Какие процессы обозначается терминами перфективация и импер-фективация?

7. К данным глаголам подберите видовые пары. Укажите способы их образования. Отдельно выпишите глаголы совершенного и несовершенного видов, не имеющие видовых пар. Как называются такие глаголы?

Давать, поворчать, пересмотреть, женить, надписать, завя-нуть, решать, находить, погулять, стукнуть, засмеяться, забинто-вывать, прогуливаться, командовать, кричать, изобретать, старить-ся, взвесить, гулять, ворчать, искать, засыпать, брать, класть, при-ехать, почувствовать, исследовать, стимулировать.

Тема 22. Переходность и возвратность глаголов

План

1. Категория переходности глагола, ее семантика и способы выражения.

2. Влияние лексико-семантических изменений на переход-ность/непереходность глагола.

3. Категория возвратности глагола, ее семантика и способы выражения. Системные связи категории возвратности и переход-ности.

4. Семантические типы возвратных глаголов.

5. Морфемный состав возвратных глаголов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: