Задачи арт-менеджмента в сохранение самобытности театра кукол Беларуси


Исследование театра как структурного элемента в динамике общественного и художественного развития является сегодня одной из наиболее важных задач современного театроведения и менеджмента в сфере театрального искусства. Социальное фунционирование беларуского театра анализируется в монографических работах Т.Гаробченко, М. Колодинского, А. Лабовича, В.Науменки, В. Нефеда, А. Соболевского, Р. Смольского, Р. Бузука и др.

Исследователи отмечают, что специфика функционирования белорусского театра кукол увеличивает пространственную панораму культурной реальности. Богатый фактографический материал, который касается самобытности искусства театра кукол, содержится в исследовательских работах Г.Барышева и А.Санникова, М. Колодинского, в республиканских межведомственных сборниках "Вопросы искусства и культуры Беларуси", энциклопедических изданиях: "История белорусского театра", "Театральная Беларусь" и др.

В условиях, когда под влиянием средств массовой информации, научно-технического прогресса, взаимопроникновения культур, рождаются новые виды культурной деятельности и формы культурного потребления, этот вид традиционного искусства оказался перед необходимостью выявить свои возможности в конкретном существовании, чтобы вписаться в стремительно расширяющееся социально-культурное пространство.

Отраслевой программой «Сохранения и развития культуры Республики Беларусь на период 2006-2010 гг.» предусмотрено постоянное обновление и увеличение в структуре репертуара театров произведений современной и классической национальной драматургии до 45%. Сегодня этот показатель составляет 35% текущего репертуара [15]. Следует отметить, что для кукольных театров республики он выше, что свидетельствует о существенном потенциале этого искусства как хранителя национальной самобытности..

В республике работает 7 профессиональных государственных театров кукол, которые выпускают в cреднем 18 новых постановок в год и обслуживают примерно 520 тыс. человек в год (согласно статистике, на одном спектакле за год в среднем побывало 260 зрителей, а среднее количество спектаклей на один театр в год свыше 20). Рассматривая динамику развития белорусского театрального искусства, исследователи отдельно выделяют "чрезвычайно интересную работу современного театра кукол нашей страны, отличительной чертой которого является углубленный поиск новых изобразительных средств, форм, широкое использование изобразительных средств других видов искусств" и констатируют "появление нового виртуального театрального феномена" [5].

Активизация процессов взаимопроникновения культур поставила под угрозу исчезновения некоторые театральные формы (главным образом, малые, так называемые, «вертепные» формы театра кукол, как, например, батлеечный театр, который уже несколько десятилетий пытается доказать свою жизнеспособность и востребованность у современного зрителя). Поэтому сохранение белорусской национальной культуры средствами театра кукол становится стратегической задачей современного искусства, и именно технологии арт-менеджмента должны активно содействовать ее практическому решению. Как охватить театральным обслуживанием широкий круг населения республики? Как сделать национальный спектакль визитной карточкой театра кукол? Как включить батлеечный театр в туристическую программу зарубежных гостей? Какие театральные персонажи могут быть символами отечественных производителей? Можно ли актера театра кукол сделать экранным брендом? Эти и другие вопросы назрели и требуют осмысления, чтобы сохранить уникальность национальной театральной культуры Беларуси для будущих поколений.

Самобытность - есть понимание своей оригинальной идентичности, непохожести на другие культуры, воссоздание, самовыражение и обновление белорусского театрального искусства с опорой на традиции своей национальной культуры. Но белорусская национальная культура представляет собой целостный тип культуры, который относится к определенному территориально-географическому пространству, и является "многослойной", по совокупности этносов, которые проживают на этой территории. Потому наша самобытность раскрывает культуру не только со стороны ее отличительных признаков, но и характеризует движение нации в целом по собственному историческому пути [7].

Кукольный театр Беларуси театроведы и культурологи рассматривают как поликультурное и многомерное явление [10]. Осмысление опыта современного культурного взаимодействия дает возможность арт-менеджерам закрепить лучшее в искусстве национального кукольного театра и не потерять его собственной неповторимости в будущем. Опираясь на исследования культурологов об универсальных тенденциях в развитии культуры второй половины ХХ начала ХХІ вв..[11,с.93], отметим характерные черты, проявившееся в белорусском искусстве театра кукол под влиянием глобализации:

– динамизм – масштабное обновление театральной школы и эстетики, (стремительное развитие конструктивных и стилевых решений кукольных систем, "феномен куклы" – ее переход с театрально действующей системы выразительности в пластико-изобразительную и т.д.). Провокационность и эксперимент становится основным методом социально-психологического воздействия современного искусства театральных кукол.

– развитие техногенных видов искусства, появление и включение в художественную организацию сценического пространства медийного искусства (проекции, бегущие строки текста, интерактивность и т.д.), и как итог, изменение, усложнение структуры выразительного языка театрального искусства - виртуализацию и гипертекстуализацию сценической информации. (Яркий пример применения современных мультимедийных средств в контексте кукольного спектакля представляет постановка "Синяя птица»" Белорусского государственного театра кукол (Минск, 2006).

– смена выразительности театра – она очень разнообразна и плюралистична.

Эстетика постмодернизма в сценической игре изменила взгляд на актерское тело и идентичность актера в театре кукол. Анализ современных спектаклей, в которых, как правило, отсутствует традиционная ширма, позволяет утверждать, что произошла смена места актера в иерархии структуры спектакля театра кукол. Он явно главенствует над куклой: увеличивается важность его, так называемой, телесности - пластической выразительности актера в спектакле, очевиден перевес пластики над сценическим языком; изменяются соотношения между текстуальностью и телесностью; исчезает граница между традиционной интерпретацией роли через кукольный персонаж и актером-знаком; появляется взаимодействие с адресатом (деконструкция роли) и увеличиваетя степень участия непрофессиональных исполнителей (зрителей) и др.) [9, с 75].

– разрастание феномена массовой культуры приводит к тому, что складывается рынок театральных услуг, коммерциализации театральной деятельности:появляются спектакли на заказ, а с ними новые условия подготовки и новые критерии оценки художественной ценности сценических произведений. Традиционные формы театра становятся предметом рекламы и массового потребительского спроса (мини-театры "Петрушка", "Вертеп" продаются в супермаркетах, находят свое место в индустрии развлечений (напр., представления ростовых и больших надувных кукол), туризма и т.д.

– происходит культивирование в театре кукол нового образа человека-гуманиста, который признает равноправие культур, моральную потребность сохранять и беречь всё живое, признавать ценность большого и малого, взрослого и ребенка. Увеличивается количество спектаклей, которые подымают экологические, этнические, расовые, гендерные проблемы, очерчивая тенденции эмансипации и феминизма в современном обществе ("История Снежной королевы, рассказанная ей самой").

Анализ деятельности кукольных театров Беларуси позволяет сделать некотореы общие выводы:

– развитие мобильных театральных форм, обусловленное ускорением темпов культурных трансформаций (быстрые перемены и передвижения), породило популярные сценические приемы - "настольный театр", мини-театр кукол, передвижные формы театров ("театр-трамвай") и др. Однако, пространственные передвижения, интенсивная гастрольная деятельность в условиях артеатрынка по разному отражается на качестве режиссуры, стиле актерской игры, качестве кукол, декораций и сценографии постановок в целом. Так критики и зрители отмечают, что театральная кукла в спектакле уже не является предметом восхищения, как это было в постановках в 80-90-х гг., где она представала собой полноценное произведение искусства (доказательством служат виртуозные работы театральных художников Л. Быкова, А. Фоминой, Л. Рачковского, которые украшают Музей театральной культуры Беларуси).

– усложнение религиозной жизни требует от мастеров театра более пристальных отношений к трактовке образов и ценностей западных и восточных религий. Сегодня традиционные образы вертепа - это еще и христианские символы, которые составляют конкуренцию мистике, оккультным теориям и практикам в воспитания детей и подростков. Приятно отметить, что в ориентации на традиции древнего белорусского искусства и христианской духовности в 1990 г. появился и целенаправленно формирует свой репертуар Минский областной театр кукол "Вертеп".

– этнографичность как типологическая черта белорусской культуры широко присутствует в искусстве профессионального театра кукол. Пронизанность народными, фольклорными тенденциями, свойственна лучшим белорусским спектаклям в репертуаре театров республики. Следует отметить, что для репертуарной политики театров кукол характерна определённая цикличность интереса к национальной драматургии и аутаэнтичным формам. Начало 90-х гг. было отмечено повышенным интересом к возрождению вертепных форм ("Рыгорка-ясная зорка" Могилевский областной театр кукол, "Царь Ирод" Бел. гос. театр и др.) и постановке произведений белорусских драматургов. Сегодня снова наблюдается активизация творческих поисков в границах традиционных форм искусства кукол. Наличие таких постановок в репертуаре каждого профессионального кукольного театра Беларуси свидетельствует о стабильности ценностных систем белорусской культуры, которые проповедуют данные спектакли.

Данный факт также можно рассматривать как перевес самобытности белорусского искусства в условияхактивизация процессов взаимопроникновения культур. К типологическим чертам белорусской культуры исследователи относят сложность и противоположные тенденции развития национальной культуры, которая вынуждена была вести борьбу за национальную идентичность с культурами соседних государств. Культурный синтез изменялся ассимиляционными тенденциями, подавлением и унижением белорусского языка. Полиэтничность и поликонфессиональность была свойственна всему историко-культурному пространству Беларуси. Это сформировало толерантность белорусского общества и откровенность белорусской культуры. Но новые условия актуализировали выявление средств коррекции негативного влияния глобализации, создание так называемых "фильтров"[4] от ее негативного влияния:

– продвижение национальной культуры и сохранение самобытности театрального искусства должны представляться как важнейшая задача современного арт-менеджмента, как благородная миссия каждого менеджера в сфере театрального искусства;

– осознание каждым творцом в театры кукол ценности, неповторимой самобытности белорусской культуры, уважение и бережное отношения к ее уникальности должны стать приоритетными направлениями творчества;

– выявление признаков собственной национальной специфики необходимо театру кукол, чтобы противостоять процессу глобализации;

– ориентация на образцы самобытной белорусской национальной культуры, их представленность в репертуаре театра и оригинальность сценической интерпретации на кукольной сцене (Яркие примеры - "Утерянная душа или наказание грешника" Белорусский театр "Кукла" (Витебск), "Пилип и ведьма" (Могилевский т-тр и др.);

– осмысление жанровой специфики своего искусства, отличительности выразительных средств театра кукол от других видов театра, сохранение своих жанровых границ;

– осмысление и обобщение в драматургическом материале исторического опыта, который накоплен нацией, популяризация отечественной истории ("Баллада про белую вишню" Брестский театр кукол, "Здешние" Гродненский театр);

– актуализация значения воспитательной функции театра, направленной на формирование средствами искусства театра кукол чувства национальной гордости и патриотизма у зрителя ("Симон-музыка" Бел. гос. театр, "Поэма без слов" Гродненский т-тр)

– ассимиляция тех культурных воздействий, которые вносят вклад в дальнейшее развитие творческого разнообразия и самобытности, не достигая поглощаемости ("Соловей" Бел. гос. театр, "Волшебное оружие Кензо" Бел. театр "Кукла" (Витебск));

– продуктивное применение современных технических достижений в инфраструктуре театра и сценическом пространстве для воссоздания национальной культуры;

– консервация и сохранение лучших образцов (спектаклей, форм, приёмов, кукол) народной культуры современными средствами (телеверсии, запись на цифровые носители, создание визуальных архивов театральных постановок и др.)

– представленность театральных достижений и творческих проектов в информационно-коммуникативном пространстве (напр., сайт Бел. гос. театра кукол в итернете: www.puppet-minsk.com), фестивальном движении;

– широкий показ кукольных спектаклей на белорусском телевидении и радио, пропаганда творчества мастеров, которые виртуозно владеют приёмами национальной актёрской школы, мастерством изготовления театральных кукол и т.д.

Разумеется, ратуя за самобытность, следует учитывать, что театр не музей и у него совсем другие цели и средства, ведь время изменяет культурную и политическую ситуацию, предметное окружение, вкусы публики, образы жизни и актеров, зрителей, манеру игры и стиль, и даже театральную моду.

Существует мнение, что семнадцатый век был веком драматургов, девятнадцатый - актеров, двадцатый признан веком режиссера. Начинается двадцать первое – возможно, это век продюсерства [15]. Профессия, призванная удержать равновесие театрального искусства - уникального проявления культурной атмосферы данного места и данного народа. Появление собственных, национальных продюсеров представляется особенно важным для театра и для развития национальной культуры в целом. Западные клише часто не подходят для нашего культурного окружения. Практика показала, что идея западных продюсеров со спектаклями, которые поставили крупные режиссеры с российскими актерами (так были созданы "Ористея" и "Гамлет" в постановке известного немецкого реж. П.Штайна, "АРТ" в постановке П.Кербрайта, "Борис Годунов" в постановке английского реж. Д. Доннавана), по отзывам театральной критики, потерпела неудачу. Европейские режиссеры оказались однообразные при прочтении классики, при всем желании сделать спектакль русским и для русского зрителя.

Сходство спектаклей и наличие совпадений сценической интерпретации классических произведений указывало на определенные закономерности и подтверждало тот факт, что лицо и вкус продюсера диктует все больше в современном театре. Продюсер может не настаивать, он может рекомендовать исполнителей, формат постановки, может подтолкнуть режиссера к определенному направлению трактовки. Ведь он несет ответственность за окончательный итог.

Театровед С.Лэнгли, прослеживая эволюцию американского театра, классифицирует театральных продюсеров следующим образом:

1750-1850 – (первое столетие существования профессионального театра в Америке) наивные менеджеры применительно финансовых вопросов.

1850-1950 – менеджеры-бизнесмены, которые управляли профессиональным театрам и создавали прибыльные коммерческие предприятия.

С 1950-х – арт-менеджеры, которые понимают, что на границе третьего столетия существования американского театра при безусловной важности экономики, если театр желает выжить, менеджер должен принимать на себя и художественную ответственность.

Театральная индустрия Америки эволюционировала от производства массового продукта 50-х гг. к гибкой специализации 80-90-х гг. прошлого века, во многом благодаря пониманию новой роли менеджера в театральном искусстве. Ещё в 1965 г. в докладе группы экспертов Фонда Рокфеллера "Исполнительское искусство: проблемы и перспективы", были обозначены новые виды ответственности, которые определяли хорошего арт-менеджера как: человека, какой хорошо разбирается в искусстве, которым он занимается, импресарио, исследователя рынка, дипломата, просветителя, эксперта по связям с общественностью, проникновенного человека с опытом, служителя общества, неутомимого законопослушного лидера, тирана и вечного студента[12].

Учитывая, что сравнительно «молодая» американская культура не имеет таких богатых национальных традиций, которые присутствуют в нашей культуре и истории, к этим качествам необходимо добавить ещё одно - искреннюю любовь к родной культуре и к продвигаемому виду искусства (в данном случае,древнее искусство театра кукол).

Как справедливо замечает В.Е. Новаторов, содержание социально культурной деятельности столь широко, а задачи столь ответственны, что необходима специализация, т.е. освоение более предметного культурного пространства, использование узких технологий. Создание и продвижение театральных проектов, которые определяются национальной спецификой, требуют менеджера, который специализируется именно на данном виде деятельности и может:


  • знать методики и уметь проводить маркетинговые исследования, которые отображают востребованность проектов театра кукол, показывают их роль в развитии национальных традиций, прогнозируют развитие артеатрынка;

  • разрабатывать проекты, которые выделяются национальным колоритом и самобытностью;

  • хорошо представлять специфику жанра театра кукол, его творческие возможности; особенности зрительской аудитории, в том числе детской;

  • знать специфику организации гастрольной деятельности коллектива театра кукол, структуру международных контактов кукольных коллективов;

  • быть хорошо знакомым с методами работы Международной Унимы театров кукол, регулировать и координировать деятельность организаций культуры и структурных подразделений театра кукол;

  • устанавливать деловые связи с государственными и коммерческими банками, спонсорами и партнерами, понимать их потребности и согласовывать с выгодами для коллектива театра;

  • стимулировать успешную деятельность и заинтересованность творческих кадров и персонала театра, содействовать их творческому и профессиональному росту, позиционировать одаренных кукольников и других деятелей театрального коллектива и т.д.

  • налаживать долгосрочные связи с драматургами, композиторами, художниками, которые способны сохранять национальную самобытность белорусского театра кукол (ведь именно творческие тандемы всегда способствовали творческому подъему национального театра).


Успехи профессиональных белорусских кукольных коллективов были всегда связаны с постановками национальной драматургии (В.Вольский "Дед и Журавль", Я.Колас "Симон-музыка", С. Кузнецов "Баллада о Белой Вишне" и др.) Ведь национальный театр – это, в первую очередь, непохожесть на другие театры, художественная выразительность, это "мова", работа с белорусскими авторами. Национальное всегда характеризуется неповторимым языком, который вмещает национальный характер, национальное мироощущение, национальную память, традиционные эстетические и этические нормы.

На новом этапе эволюции самой структуры театра и его коммуникативных связей необходимо принять во внимание арт-менеджерам ещё один интересный факт. Вот уже 40 лет спектаклем "Павлинка" открывается каждый новый сезон Национального драматический театр имени Я. Купалы. Это сценическое произведение стало настоящим брендом театра. В практике белорусских театров кукол также есть самобытные постановки, которые на протяжении многих лет успешно существуют в репертуаре. Целенаправленный брендинг таких постановок помог бы им стать отличительными символами своих коллективов и гордостью национального театрального искусства.

Фестивали кукольных театров международного уровня, которые происходили на Беларуси в конце 80-х начале 90-х годов дали возможность белорусскому театру кукол и зрителю увидеть всю палитру мировых поисков этого искусства. Познакомили с современной и традиционной культурой народов Востока и Запада, подкрепили идеями свободы, способствовали переменам, движению к перестройке и гласности, и, конечно же, осознанию национального достоинства. Опыт, полученный в процессе фестивальных контактов 90-х гг., сыграл свою положительную роль в организации театральных фестивалей "Белая Башня" (Брест), "Славянские театральные встречи" (Гомель), "Молодеченская сакавица" (Молодечно), "Золотой Витязь" (Минск), Международный театральный фестиваль "Театральная панорама", Фестиваль театральной творческой молодёжи «Надежда» и др. Активными их участниками сегодня являются коллективы кукольников отечественных и зарубежных театров.

Белорусские кукольники широко известные за границами республики. Только за прошедший год Гродненский областной театр кукол с успехом принял участие в фестивалях в Литве, Польше, России, Хорватии и получил 8 дипломов за спектакль реж. О.Жугжды "Поэма без слов" Я.Купалы. Брестский областной театр кукол участвовал в фестивалях в Москве, Львове, Хмельницком; Минский областной театр "Вертеп" – в Суботице (Сербия), Луцке, Ивано-Франковске (Украина); Белорусский государственный театр кукол - в Германии (Магдебург, Бонн), России (Санкт-Петербург, Рязань); Белорусский театр "Кукла" - в Германии (Франкфурт-на-Одере). Как отметил первый заместитель министра культуры В. Рылатко: "Язык культуры универсален, понятен всем без перевода и способен сгладить все противоположности" [1, с. 91]. Творчество белорусского театра кукол яркое подтверждение этому. Но главное, что именно спектакли, которые имеют свой национальный колорит, являются наиболее востребованными на зарубежных сценах.

Отраслевой программой развития культуры (2006-2010гг.) предусмотрено развитие деятельности, способствующей продвижению национального сценического искусства. Появился Республиканский конкурс театральных постановок по произведениям национальной классической и современной драматургии, конкурс на создание пьес, посвящённых 65-летию Великой Победе в Великой отечественной войне, конкурс на создание пьес для детей и юношества. Однако фестиваль или конкурс, представляющий непосредственно жанровую специфику театра кукол, данной программой не предусмотрен. Расширение спектра современных технологий – как следствие расширения и углубления содержания социально-культурной деятельности, позволяет арт-менеджерам успешно создавать и продвигать такого рода проекты. Значимость и рентабельность фестивалей, конкурсов и других мероприятий театров кукол – залы кукольных театров всегда заполнены и в них присутствуют сразу несколько поколений целевой аудитории.

Таким образом, новые черты, которые характеризуют театральное искусство, обусловливают необходимость создания, так называемого, национально-ориентированного арт-менеджмента, который бы влючал в себя культуроохранные, культуротворческие, этонаправленные, образовательные, исследовательские, проектные, информационно-рекламные, управленческие технологии, и вырабатывал бы инновационные (альтернативные) технологии стимулирующие интерес к родной культуре. Синтетическая природа театра кукол активно и разнообразно используется в индустрии отдыха, определяются новые направления для развития разных форм искусства кукольного театра в условиях современной системы творческих и организационно-экономических отношений. Но именно технологии национально-ориентированного арт-менеджмента сегодня наиболее востребованны в театре кукол Беларуси, который творчески стремится к сохранению и развитию своей национальной самобытности.


4 Арт-менеджмент в сфере народной культуры


^ 4.1 Арт-менеджмент в структуре этнокультурной деятельности

Народное художественное творчество – неотъемлемая часть народной художественной культуры, в основе которой – этнохудожественное сознание во всем многообразии его культурно-исторических типов и форм воплощения. Такое сознание определяет этнические стереотипы коллективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах [1, с. 5].

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» [2, с. 107].

А.С. Каргин основными структурными образованиями современной народной художественной культурысчитает устно-поэтический и музыкально-драматический фольклор, художественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досуговое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор [3, с. 17-18].

Системная научно-исследовательская работа и практическое освоение узоров народного искусства ведётся в коллективах детского художественного творчества, кружках прикладных навыков в учреждениях сферы образования, в государственной клубной системе, клубных учреждениях нового типа (домах ремёсел, центрах и школах народного творчества, фольклора, национальной культуры, классах фольклорного искусства в детских школах искусств и др.). В 2002 году в клубных учреждениях страны работало 13,5 тысяч клубных формирований для детей. В содержании работы многих из их ― изучение традиционной белорусской культуры и искусства [4, с. 71].

Ведется работа по созданию и реализации региональных целевых программ, делаются попытки практического освоения и подражания фольклорного художественного наследия детьми и молодежью, создаются новые фольклорные коллективы. В деятельности стационарных заведений культуры получили распространение программы обучения по таким традиционным белорусским видам декоративно-прикладного искусства, как ткачество, вышивка, плетение поясов, гончарство, резьба по дереву, соломоплетение, инкрустация, изделие кукол, вытинанка и др. [4, с. 95, 99]. Специфика работы этих заведений заключается в тем, что процесс обучения способам и приемам прикладных видов искусства ведется в непосредственном контакте мастера и учеников, а их изделия ― конкретные итоги детского творчества ― активно включаются в художественно-воспитательный процесс: используются в выставочной деятельности, для украшения интерьеров учебных заведений и частных квартир, для отделки национальных костюмов и т.д.

Этнокультурная деятельность ― деятельность по изучению, сохранению, производству, распространению, потреблению, транслированию этнокультурных ценностей. Цель данной работы ― охарактеризовать современную организационную структуру (формы, методы, направления) этнокультурной деятельности в Республике Беларусь и выявить в ней роль арт-менеджмента как организационно-управленческого сопровождения вышеназванных процессов в народном художественном творчестве.

Базой исследования является центральный регион нашей страны ― Минская область, где работа в названном направлении ведется достаточно активно, последовательно и системно.

По мнению исследователя Г.Н.Новиковой, арт-менеджмент представляет собой “профессиональное управление процессом создания художественных ценностей, продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов” [5].

Современное народное художественное творчество является объектом внимания исследователей различных областей знаний.

В Беларуси освоение и воссоздание песенных, инструментальных и хореографических традиций осуществляется в деятельности фольклорных коллективов. Фольклорный коллектив 1) В традиционной культуре ― устойчивая группа исполнителей фольклорных произведений, связанных с народными обрядами и праздниками. 2) Форма современного любительского творчества, в которой воссоздается традиционное народное искусство (танцы, песни, инструментальная музыка) преимущественно в сценических условиях; один с видов современного фольклоризма. Фольклорный коллектив 2-го типа потеряли свои изначальные функции, в их фольклор оторван от своей традиционной бытовой приуроченности.

В современной фольклористической литературе выделено несколько типов фольклорных коллективов: а) аутентичные, либо так называемые. этнографические ансамбли, в репертуаре которых сохраняется определенная локально-региональная традиция. Для их характерна диалектная форма исполнительства. Эти коллективы генетически связаны с народным бытовым музицырованием, их склад формируется в натуральном деревенском окружении. Фольклорные коллективы функционируют согласно законам натурального бытования традиционного искусства, которыми появляется самоорганизация, саморегуляция и самоуправление.

Характерным свойством художественного творчества фольклорных коллективов является синкретизм, это значит неделимость на отдельные виды и жанры. Слово, мелодия, движение и другие выразительные средства находятся здесь в неразрывном единстве, сочетании и взаимодополнении. Коллективный характер художественного творчества фольклорных коллективов и устный способ передачи произведений народного искусства ведет к отсутствию (незафиксированности) авторства. Их выступления имеют импровизационную основу.

Деятельность этих фольклорных коллективовориентировано на освоение аутентичных форм традиционной культуры. В таких объединениях обучение ведется устным путем, устанавливается непосредственный контакт с носителями традиции, используются фольклорные первоисточники, ведется комплексное изучение истории и культуры стороны, происходит освоение микрорегиональных особенностей музыкального, вокального, хореографического наследия, художественные образцы включаются в бытовую практику.

Освоение аутентичных фольклорных традиций появляется характерной чертой творчества детских фольклорных коллективов Минской области "Калыханка" Михановичского Дома фольклора Минского района (руководитель Лариса Рыжкова), "Берагіня" д. Мётча Борисовского района (руководитель Николай Козенко), "Верабейкі" Любанского Центра культуры (руководитель Сергей Выскварка), “Вянок” Раковского СДК Воложинского района и др.

Для экспериментальных фольклорных коллективовхарактерно возрождение и освоение жанров традиционного фольклора. Их деятельность протекает в окружения, не связанных с народной культурой. Такие фольклорные коллективы(городские, молодежные, студенческие) преследуют цели точного воссоздания настоящих диалектных стилей фольклора. Им свойственно не копирования аутентичного фольклора, а глубокое постижение и осмысление художественного прототипа. Репертуар усваивается ими целенаправленно как итог изучения народных традиций, часто в процессе самостоятельной собирательской работы. Участники таких фольклорных коллективовне являются носителями определенной локальной традиции, их творчество возникла на иной, отличной от аутентичных фольклорных ансамблей, социально-психологической и культурно-бытовой основе.

К этому типу фольклорных коллективов относятся певческие молодежные группы "Ветах", "Гуда", "Дэсань", вокально-инструментальный "Ліцьвіны", инструментальный ― капелла Алеся Лося (все ― г. Минск) и др.

Деятельность стилизаторских фольклорных коллективовоснована на обработках фольклорных произведений профессиональными композиторами и композиторами-любителями. Их творчество направленно на вторичный, секундарный фольклор ― разные его виды и жанры в обработках, аранжировках (литературных, композиторских, хореографических, режиссерских), которые сохраняют функцию фольклорной первоосновы, не переходят в формы профессионального искусства и могут функционировать в любых условиях города или деревни. Для их характерно трансформация фольклора, наддиалектная форма его воссоздания, переосмысление художественных прототипов и традиции. Эти ансамбли ориентируются на создание условно традиционных, обобщенных, общенациональных форм. Яны возникают, как правило, не в бытовой сфере и не путей прямого развития локальной традиции. Репертуар стилизаторских коллективов не совпадает ни с одной конкретной традицией. Региональные особенности проявляются слабо, причем в основном на сюжетно-содержательным, а не на стилевом уровне.

Люди разного социального, национального происхождения и профессиональной принадлежности, для каких занятия фольклором ― это форма препровождения досуга, считаются любителями фольклора, субъектами вторичного фольклора, а их деятельность, организуемая и управляемая официальным художественным руководителем в организованных формах (кружках, коллективах при клубах, Домах и Дворцах культуры, заведениях образования), в декоративно-прикладном, музыкальном, театральном, хореографическом, цирковом, киноискусстве и фотографии, носит название любительского искусства или самодеятельного художественного творчества.

Фольклорные коллективы данного типа различаются между собой подходом к формированию репертуару, а также степенью стилизации фольклора. Среди их встречаются коллективы, которые усваивают и творчески перерабатывают региональные фольклорные традиции, делают оригинальные обработки и аранжировки. Среди их заслуженные ансамбли народной музыки "Выцінанка" Столинского ГДК, "Палешукі" Ивановского РДК Брестской области, "Поозерье" Поставской детской музыкальной школы Витебской обл., "Крупіцкія музыкі" Крупицкого центра культуры Минского района и др.

Большинство фольклорных коллективовназванного типа развивается по профессиональному образцу, ориентируется исключительно на сценические формы воплощения, в основе их репертуару обработанные узоры народного искусства. Руководство такими коллективами осуществляют, как правило, специалисты, которые не владеют методикой освоения устной фольклорной традиции. Обучение происходит исключительно согласно письменным источникам, без направленности на местные диалектные особенности художественного наследия.

Охарактеризованные выше фольклорные коллективы ведут активную культуротвоческую, социально-педагогическую, концертно-гастрольную деятельность, успех которой зависит от содержания и направленности усилий арт-менеджмента, материально-технических и организационно-управленческих задач, которые ставятся и успешно решаются.

Целенаправленную работу по изучению, сохранению, распространению белорусской традиционной культуры, выявлению её региональных особенностей, изучению и обеспечению преемственности промыслов и ремесел ведут Дома (Центры) фольклора, ремесел, школы народного творчества, национальной культуры, классы фольклорного искусства детских школ искусств.

В республике действует сеть районных и сельских домой ремесел, домов фольклора, кружков. Согласно статистическим данным, в 1997г., в республике существовало 32 Дома (Центра) ремесел, из их 14 сельских; 30 Домов (Центров) фольклора, из них на селе - 25; 40 школ народного творчества, из них сельских - 39, городских - 1. Уже в 2005 году действовали 61 Дом (Центр) ремесел и 46 Домов (Центров) фольклора. Их деятельность позволяет комплексно решать задачи сохранения местных традиций того или иного вида народного искусства или художественного ремесла. Инициатором в этой области выступила Витебская область, где на сегодняшний день дома ремесел действуют во всех районных центрах. В последние годы ее примеру активно следуют и другие регионы Беларуси.

Дома (Центры) фольклора, народного творчества, народных традиций это новые типы заведений культуры комплексного характера, деятельность которых ориентирована на традиционную культуру (обучение ремеслам, работа с песенно-музыкально-танцевальными видами народного искусства).

Деятельность сельских Домов фольклора сочетает в себе формы фольклористической и клубной работы. Основными направлениями их деятельности являются: работа с коллективами любительского художественного творчества; организация и проведение традиционных праздников; работа с аутентичными фольклорными группами; организация преемственности народных местных традиций детьми; собирательская работа. В Домах (Центрах) ремесел органично сочетаются деятельность по обучению художественным ремеслам взрослых и детей с другими родственными направлениями деятельности по сбережению и дальнейшему развитию традиций народного искусства, поддержке народных мастеров, повышению уровню их мастерства, сбора материала по традиционным видам народного декоративно-прикладного искусства, их научной обработке.

Спектр работы этих учреждений культуры довольно широкий - от исследований в ветви этнологии и фольклора к апробирования полученных знаний в методической и практической деятельности кружков, студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Творческие поиски Домов (Центров) ремесел ведутся, главным образом, в двух основных направлениях: работа с мастерами по развитию народных промыслов и ремесел, выявлению их региональных и локальных черт и обучение народным ремеслам в кружках и студиях.

В Домах (Центрах) ремесел как специализированных учреждениях определённого профиля сложилась следующая система обучения:

- кружки на базе Домов ремесел в районных центрах;

- филиалы Дома ремесел в сельских населенных пунктах, где кружки работают на базе клубов, библиотек, средних школ;

- школы мастера на дому.

Такая расширенная сеть обучения позволила привлечь к сотрудничеству с Домами (Центрами) ремесел народных мастеров, продолжить натуральную преемственность традиционных видов народных ремесел.

Дом (Центр) ремесел представляет собой ядро работы по обучению ремеслам, работе с народными мастерами, как в районном центре, так и в сельских населенных пунктах. Дом (Центр) ремесел выполняет функции основного организатора этого направления работы в районе, и одновременно решает ее научно-методические задачи.

Модель районного Дома (Центра) ремесел наиболее полно соответствует Целям и задачам обучения художественным ремеслам. Эти учреждения имеют собственную базу (приспособленные здания), классы, мастерские для проведения кружковой работы, выставочной деятельности, продажи изделий учеников, педагогов и народных мастеров. Районные Дома (Центры) ремесел хорошо обеспеченны оснащением, оборудованием и инструментами для занятий. Они имеют значительные преимущества в обеспечения квалифицированными кадрами руководителей кружков с высшим и средним специальным образованием по сравнению с аналогичными сельскими учреждениями культуры.

Деятельность районных Домов (Центров) ремесел в основном основывается на научной базе местных краеведческих музеев. В Домах (Центрах) ремесел формируются библиотечки специальной литературы по ремеслам, этнографии Беларуси. В Домах (Центрах) ремесел создаются фонды этнографических экспонатов, видеоархивы, собираются фотоматериалы о мастерах, выставках, фиксируются технологии изготовления произведений народного искусства. Все это составляет хорошую базу для учебного процесса [6, c. 98].

Удачное сочетание образовательных форм и актуального содержания получилось в деятельности школ народного творчества, которые получили распространение в Брестской области. Там работают классы по традиционным народным ремеслам (вышивка, ткачество, соломоплетение, инкрустация соломкой, резьба, роспись по дереву), многие изучают песенно-музыкально-танцевальные традиции. Важность этой работы заключается в тем, что учебный процесс предусматривает выполнение древних законов межпоколенной трансмиссии: привлечение к занятиям местных знатоков народных традиций, потомственных мастеров, обучение должно вестись устным путем и путём имитации. Например, обучение игры на музыкальных инструментах должно вестись без нот, песенной традиции ― с голоса, народному танцу ― без расчленения его на отдельные элементы и т.д.

Дома (Центры) фольклора, народного творчества, народных традиций можно отнести к комплексным учреждениям, где осваиваются формы и материальной, и духовной культуры (народные ремесла, обряды, песни, музыка, танцы).

В материально-техническом плане Дом ремесел представляет собой отдельно расположенное нежилое помещение из нескольких комнат, в которых располагаются различные мастерские для занятий тем или иным ремеслом, нередко - выставочный залов, салон-магазин по реализации работ мастеров и т.д. Направление деятельности жестко не регламентируется и обычно зависит вот наличия тех или иных специалистов - как местных народных мастеров, да и выпускников различных курсов или учебных заведений, получивших необходимые навыки. Немаловажным фактором является доступность того или иного сырья, наличие необходимого оборудования и т.д. Наиболее популярные виды ремесел ― соломоплетение, аппликация соломой, вытинанка, ткачество, вышивка, мелкая глиняная пластика, нередко в комплексе предоставленные в одном учреждении. Однако во многих случаях преобладает какой-либо один доминирующий в окрестностях вид народного искусства, требующий особой заботы и поддержки. Например, в г. Гродок Витебской области возрождают характерное для региона разреженное ткачество, в г. Ивенец Минской области ― традиционную фляндрованую керамику, которой когда-то славилось местечко.

Основной контингент учащихся в домах ремёсел составляют преимущественно местные школьники, которые с удовольствием осваивают секреты того или иного художественного ремесла или вида народного искусства.

В 2005 году в Минской области действовало 9 Домов фольклора, 11 Домов ремесел, Центр ткачества, 2 Центра традиционной культуры, 5 Центров народного творчества, 3 Дома мастеров и клуб-музей народного быта. В 2007 году работало 14 домов (центров) ремёсел и 10 домов фольклора.

В Минской области насчитывается более чем 3200 мастеров. Дома, Центры ремесел являются базой для методического и практического обеспечения деятельности районных клубов мастеров народного творчества, которых в области 15. 9 из них имеют почетное звание "народный самодеятельный коллектив". В Воложинском районе клуб народных мастеров объединил более чем 50 умельцов, в Мядельском - 70, в Березинском районе - 60.

Дома ремесел, клубы народных мастеров организуют выставки народного творчества. В 2002 году Домами ремесел проведено 200 выставок народного творчества.

На базе Домов и Центров ремесел Молодеченского, Вилейского, Несвижского, Клецкого районов открыты салоны-магазины по продаже изделий мастеров народного творчества. Данные учреждения достаточно хорошо обеспечены инструментами и оборудованием для занятий, необходимыми материалами и сырьем. Многие из их имеют гончарные круги, муфельные печи для обжига керамических изделий, деревообрабатывающие и ткацкие станки.

Дома (Центры) ремёсел проводят целенаправленную работу по развитию народных промыслов и ремёсел в своих регионах. Важной её составляющей является объединение и координация деятельности мастеров народного художественного творчества. Системную целенаправленную деятельность осуществляют объединения народных умельцев, которые проводят коллективные и персональные выставки народного творчества, вечера отдыха, творческие встречи, организуют обмен опытом.

Дома (Центры) ремесел оказывают платные услуги населению. Популярным видом платных услуг стала выставка-продажа изделий мастеров народного творчества. Особого внимания в этом направлении заслуживает опыт Молодеченского районного Центра ремесел в д. Красовщина, который имеет 4 филиала (г. Молодечно, деревни Турец-Бояры, Городок, Красное), 9 помещений для кружковой работы, 2 выставочных зала, в одной их которых создан и работает музей, включаемый в республиканский туристический маршрут. На базе Центра ремесел открыт салон-магазин по продаже произведений мастеров народного творчества. Вилейский районный Дом ремесел д. Избино принимает заказы на изготовление изделий из дерева. Морочский Дом ремесел Клецкого района ежегодно реализует сотни изделий из этого материала, здесь работает салон-выставка по продаже изделий народных умельцев.

Анализ деятельности новых типов заведений культуры свидетельствовать об определенном положительном опыте работы по сохранению, поддержке и развитию традиционного искусства.

Деятельность в сфере народного художественного творчества координируют областные Центры народного творчества, которые выполняют функции арт-менеджмента на региональном уровне.

В менеджменте этнокультурной деятельности огромное значение имеют такие массовые формы социально-культурной деятельности, как фестивали народного художественного творчеств и праздники-конкурсы народных ремёсел, которые позволяют комплексно решать художественно-эстетические, социально-педагогические и иные задачи культурного развития и являются составной частью государственной культурной политики и показателем системной и целенаправленной деятельности по поддержке народного художественного творчества в регионе.

В Минской области проводятся одножанровые фестивали вокального (“Пеўчае поле”), инструментального (“Майскі вальс”, “Сымон-музыка”), хореографического (“Карагод сяброў”), театрального (“Бярэзінская рампа”, “Чароўны куфэрак”) искусства и многожанровые (“Напеў зямлі маёй”, “Свет тволрчасці, свет захапленняў”, фестивали юмора) и другие.

Праздники-конкурсынародных ремёселпроводятся с целью выявления состояния и перспектив развития народного декоративно-прикладного искусства, его пропаганды и популяризации, стимулирования деятельности народных мастеров. На Минщине традиционными стали праздники-конкурсы гончарства “Гліняны звон” (с 1996), соломоплетения “Саламяныя дзівосы” (с 1997), мастеров лозоплетения “Лазовыя карункі” (с 1998), ткачества “Матчыны кросны” (с 2002), а также резчиков по дереву “Разьбы зачараванне” (с 2001), вытинанки “Папяровыя карункі” (с 2002), “Беларуская лялька” (с 2007) и др. Праздники-конкурсы организуются с определённой периодичностью, чаще всего в традиционных центрах развития ремёсел (плетения, ткачества и т.д.). Программа включает художественную составляющую (демонстрация результатов творческой деятельности на выставках) и соревнование непосредственно в ходе мероприятия.

Условиями конкурса определяются приоритеты в развитии видов и жанров народного искусства. Работы рассматриваются на соответствие традициям белорусской народной культуры, оцениваются жюри по скорости, качеству, техническому и художественному уровню выполнения. Победителям присваивают почётные звания (лауреат, дипломант), вручают грамоты, в качестве поощрения дипломы, денежные премии, ценные подарки и др. Художественное оформление праздников-конкурсов включает выставочные, концертные, театрализованные, развлекательные и другие мероприятия.

Система праздников и фестивалей свидетельствует о разнообразии интересов населения Минской области в сфере народного художественного твочества, а также об умелом сочетании организационно-управленческих и художественно-творческих усилий для достижения значимых социально-культурных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: