Речевой опыт как основа выразительности речи

Каждый из нас имеет так называемый речевой опыт, т. е. опыт восприятия чьей-то речи и построения и восприятия своей. Этот опыт может быть более глу­боким и более поверхностным. Более глубокий связан не только с тем, что человек услышал или прочитал какие-то высказывания, воспринял воздействие каких-то звуков, слов, интонаций, синтаксических структур, но и с тем, что услышанное, прочитанное, воспринятое он как-то оценил, сумел подключить к восприятию речи еще и анализ ее структуры, ее достоинств и недо­статков. Более поверхностный речевой опыт ограничи­вается восприятием, причем очень часто бывает, что наше сознание не в состоянии осмыслить именно речь, не в состоянии отвлечься от совокупных воздействий текста, и в таком случае воспитание речевой культуры оказывается затрудненным. Для того, чтобы целенаправленно действовать с целью улучшить свою речь и речь других, надо ее осознать как само­стоятельное явление действительности, хотя и не­разрывно связанное, сращенное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения (и формирования) которой оно предназначено и исполь­зуется.

Как бы там ни было, речевой опыт подсказывает нам, что по степени воздействия на наше сознание речь очень неодинакова. На одну и ту же тему могут быть прочитаны, и читаются несколько лекций, могут быть проведены и проводятся несколько бесед или уроков, могут быть написаны и пи­шутся несколько деловых документов. И мы знаем, что одна лекция будет слушаться со вниманием и даже с интересом, а другая на ту же тему будет вызы­вать скуку, а то и раздражение. Одна беседа захватит слушателей, другая на ту же тему — оставит их безразличными. Степень воздей­ствия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая уста­новка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.); и в ряду этих многих причин и условий — свойства и особенности структуры речи, причем их роль может быть очень заметной, а то и решающей.

Обращаясь к нашему речевому опыту, можно от­ветить на вопросы: одинаково ли мы внимательны, когда читаем А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и К.Г. Пау­стовского или одного из прозаиков из числа тех, кого забывают еще при жизни? Одинаково ли мы внима­тельны, когда читаем научные сочинения Павлова и Тимирязева или рядовые по языку и стилю научные произведения?

Наш речевой опыт не оставляет возможности сом­неваться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызы­вать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание на­зывать ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; со­ответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Одним из самых удивительных по совершенству речевого воплощения стихотворений было и остается пушкинское «Я вас любил»:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Речевая художественная форма этого стихотворе­ния внешне очень проста. И лексика, и интонации, и синтаксис — доступны настолько, что задаешь себе вопрос: а почему ты так не смог сказать? Но в этой кажущейся простоте и доступности и заключена раз­гадка художественного воздействия гениального про­изведения. Эта простота и доступность нужны были поэту: они выразили всю глубину искренности чувства к другому, и ради другого, а не ради себя.

Выразительность речи пушкинского стихотворе­ния — скромная, как бы затаенная, не бросающаяся в глаза; но именно такая выразительность уместна в этом случае, потому что вполне отвечает выражае­мому художественному смыслу и сливается с ним в воздействии на читателя.

Выразительность средств языка в этой речи — открытая, ораторская, обращенная не к интимным движениям человеческой души, а к социальным чув­ствам, выражающая социальную позицию самого по­эта. Здесь совершенно иной набор языковых средств и иная их организация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: