Еще один источник, из которого проникают в литературную речь словесные сорняки, это жаргоны — своего рода социальные мини-варианты языка, имеющие замкнутую сферу применения и специфический набор не выходящих, как правило, за ее пределы слов и выражений. Жаргоны нужны в качестве средства общения внутри небольшой социальной группы, и вместе с тем они служат этой группе в качестве средства обособления внутри большого социального коллектива — общества. Давно известно «воровское арго» — жаргон преступников. В старой России был свой жаргон в духовных семинариях — бурсах; был в России свой жаргон у разъездных мелких торговцев — офеней. Есть свой жаргон у учащихся старших классов и студентов и т. д.
Еще большую нравственную настороженность и неприятие в среде людей с достаточно развитой культурой самосознания вызывает бранная лексика и фразеология. Такая культура предполагает взаимное уважение людей, понимание того, что в этом нуждаешься не только ты сам, но и все, кто тебя окружает, кто с тобой работает и живет. В современных условиях проблема нравственного облика людей приобретает все большее значение.
|
|
Воспитание высокой нравственности — одна из главных задач строительства нового общества. Это, в частности, означает, что брань, сквернословие несовместимы с нашими убеждениями и с нашими обязанностями по отношению к обществу и друг другу. В словесной брани всегда присутствует отзвук если не хулиганства, то во всяком случае равнодушия к другому. А между тем брань, сквернословие — явление не столь редкое.
В Конституцииговорится: «Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане России имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».
Ни у кого не должно быть сомнения в том, что сквернословие — это тяжелый проступок, граничащий с преступлением.