Понятие о функциональных стилях

Функциональным стилем называется историческисложив­шаяся и социально осознанная система речевых средств,исполь­зуемых в той или иной сфере человеческого общения.

В современном русском языке выделяются книжные стили:

НАУЧНЫЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.

Им стилистически противопоставлена РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ, выступающая в устной форме. Особое место в системе стилей занимает ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.

Стилистическая характеристика слова определяется тем, как оно воспринимается говорящими как закрепленное за определен­ным функциональным стилем, например, к научному стилю от­носятся слова-термины; к публицистическому - слова, связанные с политической тематикой; к официально-деловому (нижеподпи­савшиеся, препровождается) - или как межстилевое.

Наиболее четко противопоставлены книжные и разговор­ные слова (ср. вторгаться - влезать; опасаться - трусить).

Стилистическая окраска лексики наиболее определенно вы­является в речи. Книжные слова не подходят для непринужден­ной беседы; разговорные и просторечные слова несовместимы с официально-деловым стилем и т.д. Смешение стилей в пределах одного контекста относится к стилистическим ошибкам, напри­мер: В силу бытовых условий Катерина попала в дом Кабановых.

Ввиду отсутствия мужа Катерина решается на встречу с Бори­сом. Особенно часты стилистические нарушения, связанные с употреблением в письменной речи слов со сниженной (разговор­ной, просторечной) окраской: Среди декабристов было много дружков Пушкина; Манилов умеет только трепать языком; Первым стрельнул Грушницкий; Людское горе им было до лам­почки; Лука шляется по стране и жалеет людей.

Вместе с тем каждый стиль - это особая система органи­зации речи, тип функционирования языка. Лексические различия - далеко не основные.

В лексических, синтаксических и других различиях прояв­ляются более существенные глубинные отличия между стилями, отражающие разную работу сознания.

В ДЕЛОВОМ СТИЛЕ всю организацию речи определяет его доминанта - точность, не допускающая инотолкований.

Поскольку текстам деловой речи не свойственны рассужде­ния, повествование, а в большей мере присуща констатация и ут­верждение, это находит отражение в частных особенностях дело­вого письма (употребление инфинитива для выражения импера­тивности, приказного характера документа; использование спе­циальных терминов и устойчивых оборотов: в соответствии, со­гласно, в силу того, что, в ступить в законную силу, в установленном порядке, приказываю, постановляю, нужно, необходимо и т.д.).

Часто деловому документу, тем более основному тексту за­кона, предшествует предельно возможное уточнение применяе­мых в нем терминов.

Деловой стиль характерен для сферы правового регулиро­вания, т.е. сферы официально-деловой документации, им пишут­ся законы и постановления, дипломатические документы, прото­колы, акты, доверенности, заявления и т.д. В нем очень сильна стандартизация, вплоть до разработки специальных бланков почтовых переводов, для отправления посылок и т.д. Если таких бланков нет, то разрабатываются стандарты делового письма с особыми реквизитами.

Во многом близок к деловому НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. Для не­го тоже характерна точность, но его доминантой является поня­тийная точность, основанная не на бесчисленных уточнениях, а на обобщенно-отвлеченности от конкретных фактов, понятийном отражении действительности на основе познания ее закономер­ностей.

Научный стиль используется для передачи и хранения, фик­сации результатов познания окружающего нас мира. Ядро науч­ного стиля - передача новых знаний подготовленным в данной области специалистам. Поэтому в каждой науке используется своя система терминологии — система понятий о мире.

Основная форма существования научного стиля - письмен­ная, так как автор и получатель научной информации могут быть отделены друг от друга не только пространством, но и временем.

В науке всегда что-то не только описывается, но и доказы­вается, поэтому научный текст организуется описаниями и рас­суждениями с подчеркнутой логичностью. Отсюда для научного стиля характерны сложноподчиненные предложения, а также ис­пользование союзов и специальных текстовых скреп для межфра­зовой связи (но; однако; в результате этого; из этого следует; итак; таким образом; следовательно и т.д.).

Стремление к объективности научного знания заставляет избегать изложения от первого лица, поэтому в научном стиле широко используются безличные предложения (нельзя не отме­тить; следует заметить; общеизвестно, что...; необходимо ус­тановить и т.д.).

б) В соответствии с заданием Главного управленияи Вашимписьмом объединением выполнена следующая работа:

1. Проведена организационная подготовкак выполнениюкомплекса расчетов, в том числе:

1.1. Издан приказ по объединению и образована рабочая группа специалистов;

1.2. Разработана методика расчетов.

2. Выполнен комплекс расчетов экономической эффектив­ности.

в) В целях нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить при разработке учебных планов соблюде­ние подведомственными образовательными учреждениями, реа­лизующими общеобразовательные программы начального обще­го, основного общего и среднего (полного) общего образования, требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с п.2.9 Санитарных правил и норм (СанПин 2.4.2.-576-96), утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 №49.

г) Уникальную противоугонную систему изобрел один лон­донский "левша". Мало того, что она превосходит в надежности все известные до сих пор устройства, но и делает свое дело абсо­лютно бесшумно и незаметно. Запатентованное устройство гро­зит вытеснить с рынка громогласных собратьев, и тогда по ночам будут спокойно спать не только хозяева беспризорных автомоби­лей, но и их соседи.

Принцип действия суперсистемы заключается в следую­щем: как только за руль сел непрошеный гость, лобовое стекло вмиг становится непрозрачным - до тех пор, пока хозяин не по­шлет на устройство кодированный сигнал,

д) Этих детей не назовешь просто вундеркиндами. Они по­ражают своим трудолюбием, целеустремленностью, упорством.

Так что энциклопедисты, видимо, не переведутся на Руси в ближайшее время. У учащегося лицея-колледжа прикладных наук Димы Щеголева четыре диплома с разных олимпиад, он является даже призером Соросовской олимпиады. Но не это главное, с его точки зрения, не дипломы, а знания, которые за ними стоят. Убежден, что в каждой ситуации есть свой выход. Не любит рас­суждений "ни о чем" и подлости в людях.

е) Ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хо­тели выстрелить; разверстые пальцы остались неподвижными на воздухе. Высокий храбрец в непобедимом страхе подскочил под потолок и ударился головою об перекладину; доски посунулись, и попович с громом и треском полетел на землю.

ж) Родничок был не велик и не боек, он пробивался из нут­ра сосновой горушки совсем не нахально. Летом он весь обрастал травой, песчаный, тихо струил воду на большую дорогу. Зимой здесь ветром сметало в сторону снег, лишь слегка прикрывало, будто для тепла, и он не замерзал. Вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет, этой воды.

2. Подберите несколько текстов, относящихся к различ­ным функциональным стилям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: