Коррекционно-воспитательные беседы и опорные сигналы

Планируемые и спонтанно возникающие беседы продолжаются в течение всего основного курса лечения и диспансерного наблюдения. Они проводятся на каждом занятии и являются обязательной, существенной частью методики.

Приведем некоторые темы планируемых бесед:

1. Сущность применяемого способа лечения, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

2. Возможности и пути коррекции интонационной стороны речи.

3. Значение самостоятельных поступков, активного поведения во время речевой работы.

4. О силе самовнушения и опасности отрицательного самовнушения.

5. Навязчивые мысли, страх речи и способы борьбы с ними.

6. Зависимость от чужого мнения и речевые уловки.

7. О человеческих возможностях и о людях, преодолевших тяжелые недуги.

8. Значение функциональных тренировок.

9. Искусство эмпатии.

10. Об эндогенных и экзогенных причинах, могущих привести к ухудшению речи.

11. Что нужно для гарантии устойчивой нормализации речи.

Беседа - это живое эмоциональное общение логопеда с заикающимся, ход беседы жестко не фиксирован. Иногда темы переплетаются, но каждый раз нужно знать, чему мы хотим научить пациентов, какова конечная цель беседы, заранее подготовить ключевые фразы - опорные сигналы.

Наряду с ключевыми фразами полезно использовать для их иллюстрации рисунки, специальные знаки, чертежи, буквы-сигналы с установкой на смысловые ассоциации.

Опорные сигналы в силу своей емкости и смысловой глубины легко и надолго запоминаются. Заикающиеся подводятся к ключевой фразе по ходу беседы. Они должны внутренне принять ее, обсудить, согласиться с ее правдой.

Приведем некоторые примеры. Говоря о сущности заикания и определяя его как устойчивое патологическое состояние, мы предлагаем заикающимся представить аналог такого состояния в виде ямки, на дне которой находится шарик. После появления зримого представления ямки и шарика становится очевидным, что нельзя прекращать усилий до тех пор, пока шарик не выкатится из этой ямки (т.е. пока не будет дестабилизировано устойчивое патологическое состояние и не возникнет новое устойчивое состояние, близкое к норме). Если не завершить работу, то шарик неминуемо вернется в исходное положение, так как все в природе стремится к устойчивому состоянию. Причем, добавляем мы, у заикающихся в случае возвращения шарика в ямку она к тому же углубляется, укрепляется новыми связями из-за растущего неверия в возможность излечения. Этот аналог помогает понять как причины падения, так и недопустимость прекращения неоконченного лечения. Доступной становится мысль о том, что заикание проходит навсегда, если новое состояние становится устойчивым. «Ямка и шарик» в данном случае - опорный сигнал.

В беседе о навязчивых мыслях и уловках мы подчеркиваем, что, хотя начинается заикание со спазматических задержек, но это лишь внешняя его сторона. Со временем оно обрастает страхом речи, навязчивыми мыслями, уловками. Именно они становятся основой заикания и активно его поддерживают. Борьба с этим - главный залог успеха. Отдельная, случайно промелькнувшая спазматическая задержка не страшна и не говорит о наличии заикания. Она бывает и в норме. Но даже одна навязчивая мысль или уловка безоговорочно свидетельствует о заикании. Это ключевая фраза беседы.

В беседе о критериях здоровья мы еще раз останавливаемся на том, какую разрушительную работу проделало заикание, изменив речь, голос, интонацию, артикуляцию, мимику, позу, жест, взгляд и т.д. Мы приводим заикающихся к мысли, что здоровыми их можно считать только тогда, когда порваны все связи с заиканием, когда «отрублены все хвосты» доминанты. Ключевая фраза здесь: заикание - многоглавый дракон. Только отрубив все головы дракона, можно быть уверенным, что они не отрастут заново.

Опорными сигналами в игре становятся фразы типа: «Нужно подумать»; «Есть ситуация, когда лучше всего помолчать»; «Я спокойный, разумный, волевой человек».

Некоторые фразы при этом обращены к собеседникам, другие произносятся про себя. Правила таковы: данные фразы заучиваются как «пароль»; произносятся только доброжелательно; «пароль» всегда звучит в самом начале усложнения ситуации.

Начиная с первого дня занятий и в течение всего курса лечения заикающиеся ведут дневники. Основное условие ведения дневника - откровенность. Мы говорим: пишите, не округляя фраз, то, что действительно помните, о чем думаете; дайте волю перу, плох дневник без помарок - первые мысли всегда идут от сердца, они-то наиболее ценны для анализа

Искренность высказываний рождается не сразу и не только оттого, что мы призываем к этому. Растет доверие пациентов и желание делиться своими мыслями. Они начинают чувствовать пользу от ведения дневника и от анализа его. Кроме того, поскольку у заикания есть некий «групповой портрет», дневники помогают в других узнать себя. Сказанное дополняется высказыванием товарища. В каждом дневнике есть мысли, обсуждение которых выливается в спонтанно возникающие беседы.

До того как пациенты начнут по-настоящему самостоятельно вести дневники, нужно направить их работу вопросами, на которые они в дневнике отвечают. Например: «Изложите историю своего заикания. Ярко представьте и опишите свои речевые удачи и неудачи, которые переживались вами до лечения. Расскажите о своих навязчивых мыслях, уловках. Считаете ли вы себя людьми зависимыми? В чем выражается речевая зависимость?» и т.п. Целесообразно, чтобы ответы в дневниках на поставленные вопросы предваряли беседу. К каждой теме мы возвращаемся многократно. Вначале идут записи в дневниках, потом планируемая беседа на эту тему. Затем новые записи в дневниках, анализ их и вновь спонтанно возникающие беседы. И тогда, наконец, мысль становится не просто понятной, но своей и рождает новые мысли. Со временем заикающиеся охотнее и откровеннее пишут о себе, они все лучше узнают и раскрывают себя.

Анализ дневников вызывает большой интерес группы. Это - наиболее личная, эмоционально насыщенная часть работы. Мы переносим ее на конец каждого занятия, чтобы заикающиеся ушли с него с соответствующим настроем.

По этим дневникам можно проследить динамику изменения состояния каждого пациента на основных этапах лечения: перед началом, после основного (месячного) курса лечения, на первом микрокурсе поддерживающей терапии. Как видно, характер записей от первого к последнему этапу резко меняется, наглядно свидетельствуя о положительных сдвигах в состоянии пациентов на пути к исцелению.

Общий план лечения и поддерживающие микрокурсы

Основной курс амбулаторного лечения занимает 24 дня (два дня - подготовительных, день дестабилизации и 21 день логопедических занятий). Затем в течение года проводится пять поддерживающих микрокурсов (каждый по пять дней), первый - через месяц, остальные с интервалом два месяца.

В группе занимаются одновременно шесть - восемь человек; формируется она, в основном, по возрастному признаку. День дестабилизации длится примерно семь часов, остальные занятия - по три часа. Ориентировочно по времени занятия распределяются следующим образом: краткий опрос о состоянии речи (устный дневник) - 5 минут; планируемые беседы - 15 минут; аутогенная и речевая тренировки, постановка голоса - 1 час 20 минут; анализ письменных дневников заикающихся и спонтанно возникающие беседы - 20 минут; домашнее задание - 10 минут. После каждых 45 минут занятий - перерыв 7 минут.

Цель подготовительного этапа: вызвать дестабилизацию УПС, мобилизовать внутренние резервы, резко изменить отношение пациента к себе и своему дефекту, перевести его из состояния пассивного страдания, в состояние человека, активно борющегося с недугом.

Цель основного этапа логопедических занятий: выработать у пациентов новый речедвигательный навык, посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки; связать речь с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. и укрепить новый речевой стереотип в функциональных тренировках различной сложности, тем самым осуществив решающий отрыв от заикания.

На первом микрокурсе происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, успехи и неудачи каждого члена группы. Выясняя причины неудач, анализируя типичные ошибки, мы стремимся выработать общую стратегию поведения группы. Значительное место отводится активизирующим беседам, созданию у группы правильной установки на дальнейшую работу.

В последующих микрокурсах состояние пациентов еще более стабилизируется, увеличивается объем самостоятельной работы, так как каждый пациент нуждается уже в индивидуальной программе упражнений. Одни больше занимаются голосом, другие - техникой синхронизации речи с рукой, третьи - навыками расслабления, четвертым нужна консультация психолога или психотерапевта, некоторым показаны занятия в психотерапевтической группе.

Следующие два микрокурса (второй и третий) отводятся в основном коррекции интонационной стороны речи на уровне синтагм и текстов. При этом мы стараемся добиться от пациентов естественной, интонационно окрашенной речи. Работа над интонацией предполагает одновременно и работу по коррекции общения.

Поскольку заикающиеся в большинстве своём не имели ранее опыта публичных выступлений, развернутых ответов, импровизаций на заданную тему и т.п., мы уделяем большое внимание развитию воображения, речевого мышления, оперативной памяти, обучению навыкам композиции и импровизации. Эта работа начинается ещё во время основного курса лечения, но в полной мере развертывается на поддерживающих микрокурсах. С расширением круга задач усложняются и функциональные тренировки. Выполняя задания, пациенты воспитывают в себе уверенность во всем, что касается речевой способности. У них увеличивается интерес к работе со словом.

Четвертый и пятый микрокурсы посвящаются закреплению интонационных и импровизационных навыков на уровне текста - как монологического, так и диалогического. Практикуется также чтение и обсуждение литературы психологического содержания. Таким образом, мы развиваем у членов группы навыки критического анализа собственных поступков, побуждений, понимания роли другого в коммуникации. Такие сведения необходимы пациентам для того, чтобы в будущем самостоятельно справляться с возможными затруднениями и сохранить при этом речевое здоровье.

Главные задачи заключительного этапа: автоматизировать новый речедвигательный навык, закрепив его в разнообразных условиях общения; окончательно преодолеть вторичные наслоения заикания (страх речи, навязчивые мысли, уловки); перейти к естественной речи без опоры на руку.

На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы лечения, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях Постепенно речь нормализуется, устанавливается естественный темп речи, правильная интонация.

При подтверждении речевого здоровья объективными данными пациенты снимаются с диспансерного учета спустя год после начала логопедических занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: