Экспресс-диагностика. Комплексная оценка

Эксперт-автотехник судебно-экспертного учреждения достаточно редко привлекается к участию в осмотре автодороги на местах ДТП в качестве специалиста. Как правило, такой осмотр производится работниками ГАИ, иногда с привлечением специалиста какого-либо ДЭУ, поэтому содержание методики экспресс-диагностики адресуется тому кругу лиц, которые могут быть привлечены следствием к осмотру и определению технического состояния дороги.

Прибыв на место происшествия или место хранения отдельных пластов асфальтобетонной смеси, нужно выяснить у следователя (лица, ведущего дознание) вид дорожно-транспортного происшествия. В первом случае, если возникает необходимость совместно со следователем и работниками ГАИ принять меры к выполнению мероприятий по предупреждению возникновения посторонних повреждений покрытия дороги, не связанных с ДТП, а также по сох­ранению участка автодороги как вещественного доказательства.

Сориентироваться на местности и провести беглый осмотр места ДТП с целью установления особенностей дорожного движения, направления движения транспортного средства и вида дорожно-транспортного происшествия.

Подготовить и проверить работу имеющихся в распоряжении специалистов приборов и оборудования, предназначенных для измерения и регистрации выходных и структурных параметров элементов автодороги. При необходимости произвести их тарировку и настройку.

Приступить к исследованию технического состояния автодороги, при этом выполнить следующие операции:

1) Произвести предварительный внешний (визуальный) осмотр с целью получения информации о категории автодороги, марке состава смеси дорожного покрытия, общем состоянии дороги, месте, величине и характере локализации наибольших повреждений и деформаций покрытия автодороги, если таковые имеются. Оце­нить возможность выполнения экспресс-диагностики. В случае необходимости сфотографировать участок дороги с четырех сторон, его отдельные части, места и фрагменты повреждений, последние - с применением специальной масштабной линейки. Описать общее состояние покрытия автодороги, повреждения и их особенности.

2) Если для проведения экспресс-диагностики в полном объеме необходимо выполнить работы, связанные с изменением характера повреж­дений элементов автодороги, например, очистить поверхность дороги от масла, грязи, убрать насыпь щебня, расслоившиеся части поверхности и т.п.,нужно выяснить у следователя, не будет ли он назначать производство материалографической экспертизы. При назначении таковой дальнейшие исследования могут быть продолжены только после описания и фиксации объектов и признаков, необходимых для материалографических исследований.

3) Произвести окончательный внешний осмотр, обращая внима­ние на техническое состояние элементов автодороги, влияющих на безопасность движе­ния. Внимательно осмотреть все структурные элементы по технологической цепочке: границы проезжей части, обочины, слоев покрытий. Проверить целостность полотна дороги. При обнаружении повреждений, дефектов или других отклонений от нормального состояния (наличие следов подтекания смазки, жидкости, деформаций, разрывов, трещин и т.п.) описать их, при необходимости сфотографиро­вать места с признаками дефектов. Оценить возможность выполнения опробования элементов автодороги на месте и ходовых испытаний. Определить места и способы установки и подключения измерительной аппаратуры для определения и измерения выходных параметров элементов дороги.

Например, при экспериментальном определении коэффициента сцепления методом ходовых испытаний с помощью прибора ПКРС-2у (тормозной тележки) проводят следующую подготовку к работе:

1) Перед выездом

а) проверяют техническое состояние тележки. Производят подтяжку креплений, смазку подшипников, шарнирных соединений;

б) осматривают шину. Извлекают внедрившиеся посторонние объекты. Доводят давление в шине до 1,7 + 1,8кгс/см2 в зависимости от размера шины, при котором обеспечивается максимальная площадь контакта шины с поверхностью дороги. Комплектуют запасным колесом;

в) проводят балансировку колеса, устраняют радиальное биение;

г) сцепляют тележку с автомобилем, обеспечивают надежность соединения;

д) соединяют кабель электрической части и датчиков. Обеспечивают плотность и надежность соединений в разъемах;

е) соединяют привод тормоза колеса тележки. Обеспечивают герметичность соединений. Прокачивают, устраняют воздух из тормозной системы тележки, доливают тормозную жидкость;

ж) проверяют работу тормоза, регулируют его;

з) проверяют работу регистрирующей аппаратуры (протяжку ленты, отклонение пера самописца), заправляют лентой, чернилами, прочищают перо самописца;

и) проверяют надежность работы датчика и реакцию на него пера самописца;

к) проводят тарировку канала измерения, размечают тарировочную линейку;

л) заправляют водой бак (при необходимости);

м) устанавливают погрешность спидометра автомобиля.

2) Непосредственно на местах экспериментов или измерений перед началом серии заездов

а) проверяют наличие воды в баке (при необходимости полива экспериментального участка);

б) измеряют давление в шине, приводят его в соответствие с нормой.

3) Перед каждым заездом

а) устанавливают ограничитель открытия клапана подачи воды (при необходимости полива) на нормативную толщину слоя воды на покрытии (1,0 ± 0,2мм) при выбранной для измерений скорости (по табличке у рукоятки привода клапана);

б) проверяют, не изменилось ли давление в шине. При необходимости подкачивают. При сильном износе беговой дорожки измеряют статический радиус колеса;

в) включают электропитание приборов. Ламповые приборы прогревают в течение 2-3мин;

г) проверяют реакцию пера самописца.

На кривой в плане экспресс-диагностика проводится путем комплексной оценки условий безопасности.

Комплексная оценка условий безопасности на кривой в плане.

На безопасность движения в пределах кривой в плане оказывают влияние следующие геометрические параметры: радиус кривой, ширина проезжей части (с учетом уширения), поперечный уклон, характеризующий вираж, геометрическая видимость дороги и встречного автомобиля. Поэтому для комплексной оценки дорожных условий на кривой в плане необходимо про­извести замеры каждого из имеющихся параметров и сравнить их значения с нормативными (СНиП 2.05.02-85).

Определение и оценка радиуса кривой в плане. Правильная конфигурация кривых в плане, выполненных по проекту, описана в методическом пособии «Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках ДТП (дорожных условий), влияющих на БДД» (1990г.) для экспертов, следователей и судей. Однако в настоящее время еще существует немало закруглений дорог, выполненных не по проекту. В основном они встречаются на старых, исторически сложившихся дорогах. Такие закругления, как правило, не обеспечивают безопасное движение с высокими скоростями из-за малого радиуса, небольшой длины круговой кривой, а также из-за неплавной кривизны переходных кривых (их отсутствия).

Для того чтобы установить радиус на круговой кривой или на небольшом участке переходной кривой, достаточно воспользо­ваться одним из способов, описанных в методическом пособии «Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках ДТП (дорожных условий), влияющих на БДД». Выделение на кри­вой участков с постоянным и переменным радиусами основано на методе «эффекта наконечника стрелы». В табл. 4.6.2 приложения 6 приведены нормативные значения радиуса круговой кривой в зависимости от технической категории дороги (расчетной скорости движения), а в табл. 3.3.1 - нормативная длина переходной кривой в зависимости от радиуса круговой кривой.

Таблица 3.3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: