Специфика архитектуры Древней Руси

Новым образом мира явилась древнерусская архитектура. Образ православного храма эволюционирует от античной базилики к храму «земное небо». Сама идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом небесного купола зримо воплотило единство небесного и земного, вечного и преходящего, греховного и святого. Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является с одной стороны, следование византийским традициям (первые мастера были по преимуществу из Византии), с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиска самостоятельных путей в архитектуре.

Отличительной чертой искусства Киевской Руси является монументальность форм. Характерным был крупный масштаб, фронтальность и замедленный ритм движения фигур, особая структура линий, отдаленно напоминающих античную классику.

Общее впечатление от храмов, в частности от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом – демократизм, суровость, аскетизм, которые тем более впечатляют, что исходят не от возвышенных византийских ликов, а - от образов неповторимо индивидуальных, напоминающих лица новгородцев.

Итак, со второй половины XII в. архитектурные пути Византии и Руси разошлись. Причиной этого стола возрастающая самобытность русской культуры, а также татаро-монгольское нашествие.

Культура Московского государства

Исторические факторы формирования культуры Московской Руси

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры.

Миграция из Киевской Руси привела к смешению русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), что привело к началу формирования русской народности – великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспечение требовало больших физических усилий, тяжелого труда, приведшего к изменению даже физического типа людей. С приходом монгольских завоевателей, на земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось её сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны неприязнью к завоевателям, с другой отношением к Орде как метрополии.

Только во второй половине XIV в. началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: