В каждом товаре, – писал Бутовский, – при внимательном наблюдении «мы откроем в большей или меньшей мере следы совокупного участия силы труда, силы природы и силы капитала»[184]. «Для успешного производства, – указывал И.К.Бабст (1824–1881), – народное хозяйство нуждается в трех главных условиях, в трех деятелях: в природе, в труде и в капитале»[185]. Иногда «производительные силы могут быть направлены ошибочно»; в этих случаях «нет собственно производства, хотя и может быть действие производительных сил; его нет, потому что из этого действия не родилось произведение, или полезность, имеющая ценность»[186].
Характеристика основных факторов производства
1. Российские экономисты подчеркивали, что между «слепыми действователями» первое место принадлежит природе. «Она в высшей степени наделена способностью произрождения, независимою от всякого побуждения внешнего»[187]. При рассмотрении производительных сил природы учитывались местоположение страны, ее климатические условия, географические очертания экономических районов, качество почвы, водные ресурсы, леса, обеспечивающие приращение народного богатства, и т. д. По словам Горлова, земледелие становится более производительным, когда ему оказывают содействие «силы природы», но оно может быть «совсем бесплодным, не производить ни одного зерна хлеба, как в полярных сторонах России, если ему не благоприятствует климат»[188].
Природный фактор рассматривался в его тесном взаимодействии с трудом: «продукт, нами получаемый, остается все-таки результатом сил природы и нашего труда, и исследовать, какой из деятелей производства более тут способствовал – все равно, что если бы мы захотели решить, какое из двух чисел, 5 или 6, более способствовало к получению произведения 30»[189].
2. Исследуя труд, отечественные экономисты указывали: «в деле производства он играет роль распорядителя того движения, которого результатом должна быть полезность»[190]. «Труд – это главный носитель, главное основание каждого свободного общества»[191]. Под трудом, как и ранее, имелась в виду человеческая сила, способствующая развитию производства, следовательно, «действие производителя, направленное к полезной цели»[192] – созданию нужных людям предметов и услуг.
3. Обращаясь к третьему важнейшему фактору производства – капиталу, российские экономисты анализировали его сущность, происхождение, формы существования и условия роста. «Капитал снискивает постоянную производительность не иначе, как в совокуплении, то с безмездною силою природы, то с присвоенною, то с трудовыми способностями человека»[193].
С точки зрения Бабста, «какая часть народного имущества может считаться капиталом, какая нет – это вовсе не зависит даже от качества известной ценности или части народного имущества, но единственно от того, какое назначение хотят дать этой ценности в хозяйстве. Все, что только содействует народному производству: орудия, машины, строения, пути сообщений, почва, суровье, средства для содержания рабочих, деньги как необходимое для обращения ценностей орудие, наконец, нравственные качества народа, его образованность, изобретательность, – все это мы вправе назвать народным капиталом, без которого невозможны ни одна хозяйственная деятельность»[194].
Как и на предыдущих этапах, капитал делился на основной и оборотный. Первый рассматривался как такой вид капитала, который может быть несколько раз употреблен в дело «и от которого в стоимость нового произведения переходит только стоимость его пользования»; это – машины; различные строения; животные, употребляемые в сельском хозяйстве; дороги; каналы и т. п.
Под оборотным понимался капитал, который один раз может быть употреблен в данном процессе производства и вся стоимость которого переходит в стоимость нового товара; это «в земледелии, например, запасы, семена, скот, откармливаемый на удой, и т. д.»[195]. Этот капитал постоянно преобразуется. Он является то в виде монеты, то в виде первообразного материала, то в виде товара, но несмотря на все эти преобразования, его ценность сохраняется; он воспроизводится и по мере воспроизведения может быть изъят из производства, обращен на какое-либо другое предприятие или снова пущен в оборот.
Воспроизводство капитала сопровождается некоторым приращением его ценности; это может быть объяснено тем, что производитель, употребляя капитал, жертвует произведениями, его образующими, для получения других, имеющих более ценности. Разность между ценностью первых и последних и составляет приращение ценности, которое, конечно, нельзя всё приписать производительной силе капитала; часть его принадлежит труду.
Применение капитала, конечно, требует искусства и умения. Неопытность, невежество, несчастия могут не только уничтожить выгоды, ожидаемые от его употребления, но подвергнуть опасности сам капитал, который может быть растрачен без пользы, потреблен невозвратно. Поэтому «содержание людей, занимающихся управлением, надзором, счетоводством, безусловно, должно быть обеспечено».
Российские экономисты акцентировали внимание на «капитале нравственном», сущность которого состоит «в народной честности, в живом участии к общему благу, в самостоятельности, в хороших учреждениях». Этот капитал «неравномерно распределен в разных обществах, и чем его более, тем более благоденствия и тем быстрее растет богатство народа»[196].
Концепция производительного труда
Развивая взгляды Шлёцера, Шторха, Бекетова, Степанова, пред- ставители российской школы экономической науки второй половины 1840-х – 1850-х гг. к производительному труду также относили деятельность занятых в любой сфере народного хозяйства общественно полезным трудом, значимость которого выявляется на рынке.
Критически оценивая взгляды Смита, Сисмонди, Мальтуса, Джемса Милля на производительный и непроизводительный труд, Бутовский, пишет, что они, «по странному противоречию, к сословию непроизводительному, причисляли звания, необходимейшие для общества, доставляющие людям те великие полезности, которым мы дали название благ внутренних и которые можно еще назвать богатством невещественным»[197]. Заблуждение основателя политической экономии и его последователей, – указывал российский ученый, – произошло от того, что они недостаточно различали труд от его результатов. Во всяком звании, во всяком ремесле, труд, работа наших мускулов, наших сил, исчезает по мере того, как осуществляется: она исчезает, то оставляя за собой полезность, то не оставляя полезности.
Без сомнения, нельзя искать произведений оратора, актера, судьи, врача, учителя в самом их труде, не впав в ошибку Сэя, который, говоря о государственной службе, замечает, что «труд этого рода нимало не увеличивает капитала народного; полезность, им производимая, уничтожается по мере ее производства, подобно той, которая бывает последствием труда медиков и других производителей невещественных произведений».
Не полезность исчезает, а труд, - подчеркивал Бутовский. – «Полезность же, если она произведена, остается; она заключается в том внутреннем благе, которое труд успел произвести в людях, на преобразование которых был направлен; она заключается в их сохраненном или восстановленном здоровье, в познаниях, ими приобретенных, в исправлении их нравственности... Это – фасон (феномен. – В. П.), данный способностям человеческим, который, по остроумному выражению Дюнойе, остается в человеке так точно, «как в глине сохраняется форма, данная ей гончаром», тогда как труд, придавший эту форму, давно уже исчез невозвратно»[198].
Люди ежедневно обменивают ценности вещественные на ценности невещественные, «так сказать, нами самими поглощаемые, но в нас самих сохраняющиеся». Ошибочно утверждать, «что от этих приобретений нам ничего не остается; что эти потребления, по выражению Сэя, непроизводительны, или, что польза их только минутная и исчезает вместе с трудом, их произведшим? Нет, мы слышим... блага внутренние: светлый разум, полные и основательные познания, чистые нравы, прочное здоровье суть блага самые драгоценные; наша собственная опытность подтверждает истину этих суждений»[199].
Полностью разделяя точку зрения Бутовского на производительный труд, Бабст указывал: хотя «до сих пор не совершенно закончен спор между представителями науки относительно вопроса – признавать или не признавать производительность за трудом невещественным, – мы можем смело назвать всякий труд производительным», если он «направлен на удовлетворение какой-нибудь потребности общества, и в то же самое время мы с полным правом назовем непроизводительным труд даже вещественный», если он излишен и превосходит потребности того же общества»[200].
К непроизводительной категории людей, по мнению российских экономистов, можно отнести, с одной стороны, нетрудоспособных – «малолетних, старцев, инвалидов; с другой – тех, которые коснеют в бездействии или проводят время в пустых забавах, прячут свои капиталы, или растрачивают их из одних видов потребительных, не радеют о производительности природных сил, исключительно в их распоряжении состоящих, вовсе не употребляют на пользу себе или другим, или, как случается нередко, употребляют во зло внутренние блага, ими приобретенные»[201].
Трактовка монополизма в экономике
Российские экономисты видели, что в реальной действительности не существует «чистой», или совершенно свободной конкуренции, и экономика выступает как сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями. Бутовский обращает внимание на эту проблему в первом и втором томах «Опыта о народном богатстве». Он отмечает, что цель всякой монополии, как привилегии, состоит в «стеснении общего права производить какой-либо промысел, обращаемого в пользу одного или некоторых членов общества в лице правительства. Последствия всякой монополии заключаются в нарушении равновесия между стоимостью и ценностью произведения, и в значительном повышении последней в сравнении с первою»[202].
Равновесие «между стоимостью товара и его рыночной ценой нарушается, если предложение товара подвергнется принужденному ограничению». Это нарушение обусловливается «исключительным присвоением некоторым лицом какой-либо ветви промышленности, какого-либо способа, или права употреблять известное орудие производства». Подавляя конкуренцию, или ограничивая ее кругом немногих лиц, «монополия не позволяет усиливать предложение,... умножает препятствия к приобретению полезностей,... и тем усиливает их ценность в пользу владетелей монополии, уменьшая богатство и благосостояние всех других членов государства»[203].
Автор останавливается на рассмотрении естественных и искусственных монополий, указывая, что первые «проистекают из неизбежной силы вещей», а вторые основаны «на постановлениях или законах людских».
Причиной естественных монополий чаще всего являются особые природные преимущества, связанные с собственностью (в том числе на землю): народ страны, «щедро наделенной разными произведениями, ей исключительно свойственными, пользуется естественной монополией в отношении к прочим народам, которые не могут обойтись без этих произведений»[204]. Иногда естественная монополия связана с редкостью вещей.
Искусственная монополия обусловлена тем, что «монополист, присвоивший себе исключительное право доставлять какую-либо полезность, необходимую для общества», требует «за эту полезность возмездия, в которое, кроме издержек производства, будут входить значительные барыши». Этот дополнительный доход, хотя и служит для обогащения монополиста, не является «новым произведением». Это – премия, платимая потребителями в пользу монополиста. Благодаря ей, одни богатеют, другие беднеют. Так же, как и «в злоупотреблениях производительных сил, тут, с одной стороны, выгода частная, с другой – зло общественное, потому что из потребителей образуется все общество»[205].