Заметной особенностью третьего этапа развития отечественной экономической науки в XIX – начале XX в. являлось усиление внимания политэкономов России к изучению сферы обмена, поскольку, «для всякой нации, – подчеркивал Бутовский, – мена есть первое последствие общественности, главное условие ее прочности, главное основание разделения занятий и богатства народного. Для всего человечества она есть самый могучий проводник образованности, самое животворное начало усовершимости»[208].
Важнейшие теоретико-методологические положения Бутовского об обмене и ценности благ заключаются в следующем:
- все полезные и входящие в обмен вещи имеют у людей ценность, но не все одинаково оцениваются в разных обстоятельствах, что зависит от места, времени и условий обмена, или заключения торговых сделок. Предметы и услуги приобретают ценность только в случае обладания ими полезностью для конкретного индивида;
- именно полезность является «основанием ценности» предмета, однако оно обнаруживается только «по мере трудности, сопряженной с приобретением» данной вещи. Поэтому, «с одной стороны, полезность, с другой, трудность добывания – вот два условия, из совокупности которых в каком-либо предмете образуется ценность: ее не может быть там, где нет одного из этих условий»[209];
|
|
- при наличии достаточно большого количества единиц спрашиваемого блага каждая последующая его единица представляет для потребителя меньшую ценность по сравнению с предыдущей единицей; последняя единица блага, приводящая к насыщению потребности индивида, будет иметь предельную полезность, с учетом которой и устанавливается рыночная цена данного блага.
Комментируя эту мысль, Бутовский, пишет: пятая четверть пшеницы[210] дает индивиду меньше удовлетворения, чем первая; десятая приносит еще меньше удовлетворения, или полезности, чем пятая; двадцатая четверть еще менее нужна и полезна, чем десятая, и т. п. Поэтому, если в «хлебе окажется изобилие», то «ценность четверти понизится до 4 рублей» вместо «6 рублей ранее»[211].
Таким образом, российский экономист ухватил суть маржинали- стского подхода к анализу полезности благ за десятилетия до появления австрийской школы маржинализма, а потому в известной мере может считаться одним из предшественников названной школы.
В графическом виде (см. рис. 5) рассуждения Бутовского могут быть представлены в общепринятых в современной микроэкономике терминах общей полезности TU (total utility), предельной полезности MU (marginal utility) блага, в нашем случае – хлеба, объема (Q – guanity) спроса на него D (demand) и его предложения S (supply).
|
|
Бутовский отрицательно относился к точке зрения Смита на понятие меновой ценности, (под которой английский экономист иногда понимал полезность, а иногда стоимость вещи[212], и отмечал: меновая ценность «в моем изложении всегда будет выражать полезность, приобретение которой сопряжено с трудностями»[213].
Таким образом, Бутовский решает проблему ценности с учетом
TU
TUmax
0 1 5 10 20 Q
(четверти
Цена хлеба)