Учение об обмене и ценности благ

Заметной особенностью третьего этапа развития отечественной эконо­мической науки в XIX – начале XX в. являлось усиление внимания политэко­номов России к изучению сферы обмена, поскольку, «для всякой нации, – под­черкивал Бутовский, – мена есть первое последствие общественности, главное условие ее прочности, главное основание разделения занятий и богат­ства народного. Для всего человечества она есть самый могучий проводник образованности, самое животворное начало усовершимости»[208].

Важнейшие теоретико-методологические положения Бутовского об обмене и ценности благ заключаются в следующем:

- все полезные и входящие в обмен вещи имеют у людей ценность, но не все одинаково оцениваются в разных обстоятельствах, что зависит от места, времени и условий обмена, или заключения торговых сделок. Пред­меты и услуги приобретают ценность только в случае обладания ими по­лезностью для конкретного индивида;

- именно полезность является «основанием ценности» предмета, однако оно обнаруживается только «по мере трудности, сопряженной с приобретением» данной вещи. Поэтому, «с одной стороны, полезность, с другой, трудность добывания – вот два условия, из совокупности которых в каком-либо предмете образуется ценность: ее не может быть там, где нет одного из этих условий»[209];

- при наличии достаточно большого количества единиц спраши­ваемого блага каждая последующая его единица представляет для потре­бителя меньшую ценность по сравнению с предыдущей единицей; послед­няя единица блага, приводящая к насыщению потребности индивида, бу­дет иметь предельную полезность, с учетом которой и устанавливается рыночная цена данного блага.

Комментируя эту мысль, Бутовский, пишет: пятая четверть пшеницы[210] дает индивиду меньше удовлетворения, чем первая; десятая приносит еще меньше удовлетворения, или полезно­сти, чем пятая; двадцатая четверть еще менее нужна и полезна, чем деся­тая, и т. п. Поэтому, если в «хлебе окажется изобилие», то «ценность чет­верти понизится до 4 рублей» вместо «6 рублей ранее»[211].

Таким образом, российский экономист ухватил суть маржинали- стского подхода к анализу полезности благ за десятилетия до появления австрийской школы маржинализма, а потому в известной мере может считаться одним из предшественников названной школы.

В графическом виде (см. рис. 5) рассуждения Бутовского могут быть представлены в общепринятых в современной микроэкономике терминах общей полезности TU (total utility), предельной полезности MU (marginal utility) блага, в нашем случае – хлеба, объема (Q – guanity) спроса на него D (demand) и его предложения S (supply).

Бутовский отрицательно относился к точке зрения Смита на понятие меновой ценности, (под которой английский экономист иногда по­нимал полезность, а иногда стоимость вещи[212], и отмечал: меновая ценность «в моем изложе­нии всегда будет выражать полезность, приобретение которой сопряжено с трудностями»[213].

Таким образом, Бутовский решает проблему ценности с учетом

TU

TUmax

 
 


 
 


 
 


0 1 5 10 20 Q

(четверти

Цена хлеба)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: