Одна из актуальных задач современного этапа адаптации организаций к рыночной экономике – научно обоснованное формирование организационных структур управления. В новых условиях нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений. Создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.
Организационная структура управления – понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
|
|
Наилучшая структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Многосторонность организационного механизма не позволяет использовать однозначные методы – формальные либо неформальные. Необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно целевого управления, организационного моделирования) с экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта.
В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем – механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.
Системность подхода к формированию организационной структуры проявляется в следующем:
1) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной;
2) выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
|
|
3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ;
4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации.
Для четкой работы организации необходимо чтобы:
– целибыли понятны всем работникам фирмы;
– система целей реализовывала глобальную цель;
– информационные каналы связи не имели «узких» мест;
– работники имели четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
– удовлетворенность в работе обеспечивалась выбранной системой мотивации.
Можно сформулировать основные правила создания организационной структуры управления:
1) организационная структура предельно проста,чем она проще, тем легче персоналу её понять;
2) схема организационной структуры обозрима;
3) каждый работник имеет должностную инструкцию;
4) информационные каналы обеспечивают передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);
5) линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;
6) координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей фирмы;
7) окончательные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;
8) функции линейного руководства и функциональных подразделений четко разграничены.
Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления организацией.