1. Память как психическая функция.
2. Мышление как психическая функция.
3. Речь как психическая функция.
1. Память как психическая функция
Память – психическая функция, отвечающая за процессы организации и сохранения прошлого опыта, дающая возможность его повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания.
Начало экспериментальному изучению памяти в конце ХIХ века положили работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который вывел количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоящих из бессмысленных слогов.
У. Джемс определял память как устойчивость или постоянство нервных путей, как индивидуальное психологическое свойство нервной ткани у каждого человека. Число этих связей зависит от личного опыта, определяется индивидуальностью и возрастом.
Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. Глубинная психология объясняла процесс забывания «вытеснением» неприятных и травмирующих впечатлений из сферы сознания. Значение социокультурных факторов в формировании памяти человека подчеркивали французские психологи П. Жане и др. Отечественные психологи объясняли развитие памяти как выработку знаковых средств.
П.И. Зинченко, А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности в процессе запоминания от места в структуре деятельности. По их убеждению, в процессе развития происходит смена способов запоминания, вырастает роль значения осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти описываются как этапы такого развития (П.П. Блонский, Ж. Пиаже).
|
|
Структура памяти объединяет три уровня:
- сенсорная память (1-ый уровень) – подсистема памяти, обеспечивающая
удержание в течение очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации (зрительная, слуховая), но сохранение физических признаков может быть и долговременным;
- кратковременная память (2-ой уровень) – подсистема памяти, обеспечивающая
оперативное удержание и преобразование данных, поступающих как из органов чувств, так и из долговременной памяти;
- долговременная память (3-ий уровень) – подсистема памяти, обеспечивающая
продолжительное удержание знаний, умений и навыков, характеризуемая огромным объемом сохранения информации.
Виды памяти:
- двигательная (моторная) память фиксирует все способы деятельности в движении
человека;
- образная память сохраняет информацию об образах, лицах, пейзажах и мн. др.;
- эмоциональная память удерживает информацию о чувствах, переживаниях
человека;
- вербальная (словесно-логическая) память формирует культуру речи, удерживает
информацию о стилях речи и участвует в их воспроизводстве.
|
|
Каждый из видов памяти является составляющим компонентом подсистемы. Центры памяти в мозге физиологами и нейропсихологами точно не определены. Существует современное представление о том, что весь объем мозга может выполнять эти функции. Удерживаемая в памяти информация отличается определенной динамичностью, живет в нашей психике как бы самостоятельно, иногда непроизвольно становится актуальной, в других случаях – ускользающей, почти недоступной. Подобный динамический цикл называется реминисценцией.
Современная наука вывела ряд закономерностей:
- с трудом воспроизводится только что заученный материал, через 2-4 дня он
воспроизводится с легкостью;
- человек запоминает лучше те события, которые не удалось завершить;
- менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала;
- обратный ход памяти наблюдается у старых людей (Т. Рибо);
- невостребованная информация легко забывается;
- впечатления детства, двигательные навыки остаются достаточно устойчивыми в
течение десятилетий.
Нарушения (расстройства) памяти демонстрируют ее зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека:
1. Гиперфункция (увеличение избирательной репродукции) памяти связана с сильным возбуждением, волнением, приемом наркотических веществ. Навязчивые формы гиперфункции возникают при нарушениях эмоционального равновесия, отрицательных психических состояниях.
2. Гипофункция памяти (ослабление избирательной репродукции и затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала) наступает при утрачиваемой способности к запоминанию новой информации, а затем последовательно сокращаются запасы памяти (прогрессирующая амнезия). Причинами являются алкоголизм, травмы, склероз, негативные личностные изменения.
2. Мышление как психическая функция
Мышление – это психическая функция, отвечающая за процесс познавательной деятельности в окружающем мире, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются логикой (раздел философии). Социальные науки в мышлении видят историческое развитие в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Кибернетика и информатика рассматривают мышление как информационный процесс. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды, в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств (новизны, активности и адекватности).
Ранние психологи выделяли мышление из общей психической активности как часть жизненного опыта, как средство взаимодействия с окружающим миром. У. Джемс доказывал, что мышление есть средство, опыт есть мышление, а, значит, его закономерностью являлось представление о том, что опыт и есть средство мышления (общее или абстрактное суждение). В дальнейшем исследователи установили, что мышление не отделимо от памяти, восприятия, воображения, речи, так как вступает в синтез с другими психическими функциями. Признаками мышления являются обобщение (физических или абстрактных предметов) и опосредованность (речевая, моторная, мимическая, деятельностная). При помощи речи мы можем выявить репродуктивность или продуктивность мыслительных процессов. Читать текст – не значит мыслить, заметить опечатку – тоже. Исходным моментом появления мышления является постановка вопроса, выявления проблемы.
Виды мышления:
|
|
- наглядно-образное (с применением воображения);
- наглядно-действенное (в любом практическом применении);
- образно-теоретическое (у творческих людей);
- словесно-логическое (теоретическое);
В различных научных источниках можно встретить описание видов мышления. Множество отечественных авторов занимались изучением этой функции. Большой вклад в отечественную психологическую мысль внесли Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский,
Б.Д. Эльконин, В.В.Давыдов и мн. др. В современных источниках можно встретить описание таких видов мышления, как: понятийное, образное, логическое, интуитивное, абстрактное, конструктивное, творческое, практическое (эмпирическое), теоретическое (эвристическое). Некоторые исследователи описывали пары мышления: реалистическое и аутистическое (уход во внутренние переживания); продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.
Формы мышления:
- суждение – рассуждение;
- умозаключение – вывод;
- анализ – характеристика;
- сравнение – сопоставление – синтез;
- описание – изложение;
- предположение (гипотеза) – прогнозирование (закономерность).
Расстройства мышления:
1. Ментизм – неуправляемый поток мыслей.
2. Обстоятельность мышления – описание бесконечно мелких деталей.
3. Паралогическое мышление (женская логика). В этом состоянии человек объединяет несопоставимые факты или явления, подменяет одни понятия другими.
4. Разорванное мышление – проявляется тогда, когда мыслеформа является не оконченной, человек начинает моделировать новое предложение.
5. Функциональная ригидность мышления – неспособность найти выход из создавшейся ситуации, применять оригинальные решения.
6. Аутизм – глубокое погружение в мир своих личных переживаний.
7. Бред, или интеллектуальная мономания – крайняя степень расстройства.
Интеллект (intellectus (лат.) – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В зарубежной психологии интеллект понимается как биопсихическая адаптация к различным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Измеряется интеллект при помощи тестовых форм, и базовыми факторами интеллекта могут являться до 120 включений, составляющих интеллект. Отечественные психологи исходят из позиции единства интеллекта и личностного самосознания. При современной оценке интеллектуальных возможностей развития личности исследователи отводят влиянию наследственных факторов 45%, влиянию социогенных факторов, т.е. среды – 35%; доля взаимодействия между ними, или влияние психогенных компонентов, составляет в 20%. Этот факт доказывает возможность личности к интеллектуальному развитию в условиях положительного влияния и личностной активности индивида.
|
|
3. Речь как психическая функция
Речь – психическая функция, организующая передачу информации в процессе взаимодействия с людьми и миром, опосредованная языкам.
Как и мышление, речь изучается многими науками. Физиологи определяют ее как вторую сигнальную систему, лингвистика и семиотика изучают как средство языковой культуры, педагогика и сурдопедагогика – как средство педагогического взаимодействия и т.д. Для психологии речь является составной частью структуры в системе высших психических функций, вступающей в синтез с мышлением, памятью, сенсорикой, эмоциями и др. Структура речевой деятельности совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Виды речи:
- активная – конструируемая каждый раз заново;
- реактивная – представляющая цепочку динамических речевых стереотипов;
- разговорная – допускающая отклонения от грамматической системы языка;
- художественная (логическая) – строится по правилам грамматической системы
языка.
Формы речи:
- внутренняя – использование языка вне процесса реальной коммуникации;
- устная – вербальное общение при помощи языковых средств;
- письменная – вербальное общение при помощи письменных текстов;
- дактильная – воспроизводящая слова при помощи определенных конфигураций
пальцев и их движений (речь глухих);
- жестовая – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи
системы жестов;
- эгоцентрическая – обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая
деятельность, генетически восходит к внешней и постепенно переходит на внутренний план.
Литература по теме
1. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1991. – 368 с.
2. Васюкова, Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 91–104.
3. Дьяченко, О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. –
С. 18–24.
4. Зинченко, В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации /
В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 5–19.
5. Зинченко, В.П. Готовность к мысли / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 63–76.
6. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–88.
7. Мясоед, П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников / П.А. Мясоед // Вопросы психологии.– 1996. – № 2. – С. 130–136.
8. Пастернак, Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности / Н.А. Пастернак // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 82–91.
9. Рябова, Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Вопросы психологии. – 2002.
– № 1. – С. 69–76.
10. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 35–46.