Поведение преподавателя

3.1 Манера чтения лекции

– увлекательная, живая (4)

– увлекательность и живость выражены не ярко (3)

– монотонная, скучная (2)

3.2 Культура речи

– высокая (4)

– средняя (3)

– низкая (2)

3.3 Контакт с аудиторией

– ярко выражен (4)

– недостаточный (3)

– отсутствует (2)

3.4 Манера держать себя

– умеренно выражены мимика и жестикуляция (4)

– избыточные мимика и жестикуляция (3)

– суетливость и беспорядочность движении (2)

3.5 Внешнее проявление психического состояния

– спокойствие и уверенность (4)

– некоторая нервозность (3)

– выраженная нервозность (2)

3.6 Отношение преподавателя

– в меру требовательное (4)

– слишком строгое (3)

– равнодушное (2)

3.7 Такт преподавателя

– тактичен (4)

– бестактен (2)

3.8 Внешний облик

– опрятен (4)

– неряшлив (2)

Шкала итоговой оценки:

Количество баллов 90—80. Работа оценивается: «хорошо».

Количество баллов 79—67. Работа оценивается: «удовлетворительно».

Количество баллов менее 67. Работа оценивается как плохая, неудовлетворительная.

При оценке качества лекции посещающий подчеркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.

Задание 2.

Познакомьтесь с планом методической разработки учебной лекции, помещенным в пособии Т.Н.Ключниковой «Контроль знаний. Методическое пособие» (Орел: Изд-во ОРАГС, 2004. – С.17.). Назовите основные составляющие эффективной лекции. Прокомментируйте каждый пункт плана данной методической разработки.

Методическая разработка учебной лекции

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1.Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя; литература,
рекомендуемая студентам).

II. Формы организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все
предметное содержание).

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и
последовательность задач; б) характер задач: информационные,
аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства,
необходимые студентам для решения указанных задач (категории,
системы представлений, функциональные, генетические, структурные,
вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и
отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при
решении поставленных задач.

4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства в) монолог с элементами
эвристической беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия
(двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по
обсуждаемой проблеме).

III. Содержание лекций.

1)План и конспект содержания лекции.

2)Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность,
систематичность, последовательность, доступность, наглядность,
доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IY. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1)Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения
задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач,
подражание образцу, партнерство).

2)Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3)Эмоционально-выразительные невербальные средства общения
преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная
мимика — интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

Задание 3.

Прочитайте фрагмент конспекта лекции на тему «Русские народные песни». План лекции: 1.Песни календарных праздников. 2. Песни детства. 3. Песни свадьбы. 4. Песни рабочих. 5. Литература.

Проанализируйте его с точки зрения соответствия основным дидактическим принципам: наглядности, сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся, систематичности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. В случае вашего несогласия с построением и содержанием данного отрывка внесите необходимые коррективы. Прокомментируйте свою точку зрения.

3. Песни свадьбы.

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо. Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке «рукобитьем», обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда. На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты готовились к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с нее девичий головной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста «смывала» свое девичество. На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу. После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительный пир. Через несколько дней молодые должны были посетить родственников. На этом свадебный обряд завершался. Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую действительность, свой сценарий действа. Этот поэтический сюжет свадьбы, отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данном разделе. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. Она трансформирует происходящие события; возникает фантастически-сказочный мир. В этом волшебном мире невеста – всегда лебедь белая; жених сокол ясный, князь молодой; свекровь змея лютая; чужая сторона (дом жениха) «слезами полита»… Как в сказке все образы однозначны, да и сам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой. Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего поднималась туча грозная, гряновитая, с громами гремучими, с молниями палючими, с крупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той то тучи грозной вылетало стадо серых гусей да серых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: «Не щипите меня, гуси серые, не сама я к вам залетела, занесло меня погодью, да великою невзгодью»… Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочитать по порядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор «песельниц», заунывные мелодии причитаний, звуки гармоней и балалаек но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое уже ушло от нас.

Задание 4.

Разработайте самостоятельно фрагмент конспекта лекции по любой вашей специальной дисциплине, указав в нем тему, цель и задачи всей лекции. Постарайтесь реализовать в данном фрагменте учебного занятия основные дидактические принципы. Используйте по возможности различные методы и приемы подачи материала.

Литература

1. Антипова, В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции: научно-методические основы проблемного обучения [Текст] / В.М. Антипова. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991.

3. Косогова, А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: учеб. пособие [Текст] / А.С. Косогова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

4. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: уч. пособие для пед. вузов / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Пидкасистый, П.И. Портнов, М.Л. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов. – М.: Российское пед. агентство, 1998.

7. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И.Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. общество России, 1999.

8. Сластенин, В. А. Исаев, И. Ф. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев и др. – М.: Школа-Пресс, 2002.

9. Шантуров, А.Г. Вузовская лекция [Текст] / А.Г. Шантуров. – Иркутск, 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: