Задания для работы в аудитории. Сформулируйте ответ на вопрос: почему активные и проблемные методы обучения рассматриваются в дидактике как современные технологии обучения в системе высшего

Задание 1.

Сформулируйте ответ на вопрос: почему активные и проблемные методы обучения рассматриваются в дидактике как современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования? Обоснуйте свое мнение.

Задание 2.

Организуйте учебную дискуссию на тему «Достоинства и недостатки активных и проблемных методов обучения в сравнении с традиционными».

Методические указания

Студенты делятся на две группы. Первая группа готовит тезисы в защиту положения: «Достоинства активных и проблемных методов обучения в сравнении с традиционными».

Вторая группа готовит тезисы в защиту положения: «Недостатки активных и проблемных методов обучения в сравнении с традиционными».

Представители каждой группы высказываются поочередно, защищая свои тезисы и опровергая чужие.

Задание 3.

Разработайте фрагмент семинарского занятия по данной теме с использованием активных или проблемных методов обучения. Определите цель их использования, место в структуре занятия, эффективность.

Задание 4.

Проведите мозговую атаку на тему «Проблема наркомании в среде молодежи: пути решения».

Задание 5.

Познакомьтесь с вариантом проведения деловой игры на тему «Научно-практическая конференция». Проанализируйте ее сточки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются к деловым играм.

Научно-практическая конференция

Цель этой деловой игры – познакомить студентов с различными альтернативными программами, углубить знания о развивающем обучении, определить роль педагогических и методических журналов в освещении данного вопроса.

Вся группа была разбита на 4 подгруппы (5-6 человек). Каждая подгруппа знакомилась с одной из альтернативных программ, читая методическую литературу, в которой освещался данный вопрос. Затем деловая игра проводилась по следующему плану:

1. Представление альтернативной программы (каждой подгруппой).

2. Выступление "редакторов" из методических журналов "Начальная школа", "Учитель", "Специалист", "Педагогика", которые отстаивают первенство по освещению той или иной альтернативной программы на страницах своих изданий.

3. Подведение итогов экспертным советом.

Экспертный совет подводит итог по двум направлениям: какая из подгрупп более глубоко, осознанно представила альтернативную программу; какой из педагогических журналов доступнее и профессиональнее излагает материал по развивающему обучению на своих страницах.

Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

(Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс]: Наука и образование. Школьное образование. – Электрон. дан. – М., [2002]. – Режим доступа: https://edu.rin.ru – Загл. с экрана.).

Задание 6.

Познакомьтесь с текстом на тему «Праздники и обряды». Предложите различные варианты использования активных и проблемных методов обучения с целью усвоения данного материала.

Праздники и обряды

Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Инициации посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздникиобязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегата Зейской ГЭС,)

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Методика проведения праздника

1. Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).

2. Создание сценария:

· определение темы мероприятия (о чем?);

· определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?);

· определение масштаба мероприятия;

· выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.);

· подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации);

· составление сметы расходов.

3. Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ а афишах, репетиционный период).

4. Проведение мероприятия.

Задание 7.

Разработайте сценарий деловой игры на тему: «Совещание работников Дома творчества по вопросу организации новогоднего праздника».

Литература

1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1981.

2. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: учеб. пособие [Текст] / М.Г. Голубчикова. – Изд.3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006.

3. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, 1998.

4. Кларин, М.В. Технологии обучения: идеал и реальность [Текст] / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1999.

5. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: уч. пособие для пед. вузов [Текст] / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

7. Селевко, К. Современные образовательные технологии: уч. пособие [Текст] / К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

8. Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика [Текст] / В.Н. Соколов. – М.: Аспект Пресс, 1995.

9. Тряпицына, А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / А.Г. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.

10. Шестак, Н. В. Высшая школа: технология обучения: [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: