В учебнике «Теория и методика физической культуры» подредакцийЮ.Ф.Курамшина, высказывается идеярассмотрения сферы физической культуры как социально-педагогической системы.
Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы направлена на формирование физической культуры человека вкачестве неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. Конкретизация данной цели происходит по трем направлениям с соответствующими им задачам.
Образовательные задачи:
ü формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных действий;
ü овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных действий, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п.
Задачи физического развития:
ü оптимальное развитие физических качеств (способностей) – кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных;
ü совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие;
ü укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм;
ü многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
Воспитательные задачи:
ü формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;
ü формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность [6].
На рис.2изображена схема, иллюстрирующая конкретизацию общих задач по направлениям использования средств физической культуры.
Цель функционирования физической культуры в обществе – формирование физической культуры человека |
задачи |
Образовательные |
Физического развития |
Воспитательные |
Конкретизация задач по направлениям |
спорт |
профессионально-прикладное |
образовательное |
Оздоровитель-но-досуговое |
реабилитационное |
Рисунок2-Конкретизация задач, решаемых в сфере физической
культуры (по Ю.Ф. Курамшину)
Под содержанием образования понимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса
В. В. Краевский и А. В. Хуторскийсчитают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт, точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры[2].
Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.