Компетентностный подход в подготовке спортивных педагогов

Изменения в российском образовании обусловлены вхождением нашей страны в Болонский процесс. Болонская декларация (1999) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование. Необходимость создания подобного пространства в Европе продиктована, прежде всего, следующими факторами:

а) настоятельной потребностью сделать европейское образование конкурентоспособным по отношению к образовательным системам Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и иных регионов, куда в настоящее время происходит значительный отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»;

б) объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики, вынуждающими менять подходы к образованию и обучению. В числе данных закономерностей значимы, прежде всего, следующие:

• в профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация» труда;

• возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала;

• исчезает понятие стабильного профессионального роста – карьеры, сделанной на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия;

• однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач; ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы;

• утрачивается идентификация традиционных видов труда; разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «плавающие» границы профессий;

• нарастает динамика и глобализация профессий; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию и т.п.

Образовательные организации Министерства физической культуры спорта и молодежной политики, а также Министерства образования готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать, как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, учитываются оба аспекта их профессиональной деятельности, которую условно можно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность).

Область профессиональной деятельности бакалавров, специалистов включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-исследовательские работы, исполнительское мастерство.

Объектами профессиональнойдеятельности являются:

ü лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

ü процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-цен-ностных ориентации и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; учебно-методическая и нормативная документация.

Большинство авторов исследующих компетентностный подход придерживаются мнения, что компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «бакалавр физической культуры» предусматривает, что выпускник должен обладать компетенциями: общекультурными ипрофессиональными.

Общекультурные компетенции:

ü владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ü уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;

ü осознает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ü умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ü готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ü способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

ü умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ü стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства;

ü умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ü осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;

ü использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ü способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы процессы;

ü использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

ü способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ü владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ü способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке;

ü владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

ü владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ü способен принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах;

ü осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны.

Профессиональные компетенции это компетенции, которые позволяют выпускнику успешно реализовывать различные виды деятельности:

üобразовательную,

ü тренерскую,

ü рекреационную,

ü организационно-управленческую,

ü научно-исследовательскую,

ü культурно-просветительскую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: