Вопросы к экзамену

1. Основные функции социальной политики.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики в современной России.

3. Социальная структура современного российского общества: критерии и типы социальных группировок.

4. Предмет, объект и субъекты социальной политики в РФ.

5. Понятие рынка труда, его границы. Динамика изменений на рынке труда России и Свердловской области за 90-е гг. – начало ХХI века.

6. Политика занятости в современной России и ее варианты.

7. Безработица: сущность, понятие, виды.

8. Основные пути сокращения безработицы в РФ и Свердловской области.

9. Отечественный опыт регулирования оплаты труда в сфере материального производства.

10. Зарубежный опыт регулирования оплаты труда в сфере материального производства.

11. Подходы и направления реформирования оплаты труда в социальной сфере и организациях государственной службы. Модели оплаты труда, отвечающие условиям рыночной экономики.

12. Система мотивации государственных служащих

13. Российский и советский опыт организации социального страхования.

14. Зарубежный опыт организации социального страхования.

15. Категории и методологические основы социального страхования в РФ.

16. Институциональные характеристики социального страхования и пути ре формирования института социального страхования.

17. Пенсионная система России: финансовые и организационные основы.

18. Основные принципы реформирования пенсионной системы.

19. Методика оценки уровня жизни.

20. Задачи повышения уровня жизни населения РФ и пути их решения.

21.Вопросы повышения благосостояния в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 г.

22. Вопросы повышения благосостояния населения на пример конкретного региона.

25. Проблемы развития образования как отрасли социальной сферы: общероссийский и региональный аспекты.

26. Основные положения реформы здравоохранения в РФ (цели, задачи, пути реализации). Общероссийский и региональный аспекты.

27. Сущность и содержание социальной защиты в современной России.

28. Концептуальные подходы к реформированию системы социальной защиты населения в России.

29. Приоритетные направления культурной политики Российского государства.

30. Основные положения стратегии реформирования физической культуры и спорта. Общероссийский и региональный аспекты.

31. Состояние жилищной проблемы и отношение населения к преобразованиям в жилищно-коммунальной сфере: общероссийский и региональный аспекты.

32. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе.

33. Основные принципы финансирования социальной политики.

35. Сущность социального партнерства. Содержание и механизм социального партнерства.

36. Модели социальной политики: основные принципы построения и реализации.

37. Социальные преобразования в странах Западной Европы и США и возможность применения зарубежного опыта в России.

39. Социальные преобразования в Японии и возможность применения зарубежного опыта в России.

40. Сравнительный анализ основных тенденций реализации социальной политики в РФ, странах Восточной Европы, СНГ и Балтии.


Тематический план учебной дисциплины для студентов очного обучения

(60 часов: 20 часов - лекции, 32 часа - семинары, 8 часов ─ самостоятельная работа)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение часы часы часы часы
Раздел 1. Предмет, методы и задачи курса        
Тема 1.1. Социальное государство в России. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы; основные функции.        
Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики        
Раздел 2. Социальная политика на рынке труда и его функции.Занятость населения.        
Раздел 3. Безработица: основные виды, социально-экономические последствия, пути сокращения.        
Раздел 4. Проблемы регулирования оплаты труда и пути их разрешения в современных условиях.        
Раздел 5. Система социального страхования и проблемы ее реформирования.        
Раздел 6. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. Национальные проекты.        
Раздел 7. Государственная политика в образовании и здравоохранении.        
Раздел 8. Пути реформирования социальной защиты населения.        
Раздел 9. Финансовое обеспечение социальной политики. Эффективность социальной политики.        
Раздел 10. Региональный опыт формирования и реализации социальной политики.        
Раздел 11. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.        
Раздел 12. Итоговое занятие        
Итого по дисциплине:        

3. Тематический план учебной дисциплины для студентов шестигодичного обучения

(22 часа: 12 часов - лекции и 10 часов - семинары)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение часы часы часы часы
Раздел 1. Предмет, методы и задачи курса        
Тема 1.1. Социальное государство в России. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы; основные функции.        
Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики        
Раздел 2. Социальная политика на рынке труда и ее функции.Занятость населения.        
Раздел 3. Безработица: основные виды, социально-экономические последствия, пути сокращения.        
Раздел 4. Проблемы регулирования оплаты труда и пути их разрешения в современных условиях.        
Раздел 5. Система социального страхования и проблемы ее реформирования.        
Раздел 6. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. Национальные проекты.        
Раздел 7. Государственная политика в образовании и здравоохранении.        
Раздел 8. Пути реформирования социальной защиты населения.        
Раздел 9. Финансовое обеспечение социальной политики. Эффективность социальной политики.        
Раздел 10. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.        
Итого по дисциплине:        

Тематический план учебной дисциплины для студентов четырехгодичного обучения

(18 часов: 10 часов - лекции и 8 часов - семинары)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение часы часы часы часы
Раздел 1. Предмет, методы и задачи курса        
Тема 1.1. Социальное государство в России. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы; основные функции.        
Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики        
Раздел 2. Рынок труда и его функции.Занятость населения.        
Раздел 3. Безработица: основные виды, социально-экономические последствия, пути сокращения.        
Раздел 4. Проблемы регулирования оплаты труда и пути их разрешения в современных условиях.        
Раздел 5. Система социального страхования и проблемы ее реформирования.        
Раздел 6. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. Национальные проекты.        
Раздел 7. Государственная политика в образовании и здравоохранении.        
Раздел 8. Пути реформирования социальной защиты населения.        
Раздел 9. Финансовое обеспечение социальной политики. Эффективность социальной политики.        
Раздел 10. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.        
Итого по дисциплине:        

Тематический план учебной дисциплины для студентов трехгодичного заочного обучения и вечернего отделения (2,5 года обучения)

(16 часов: 8 часов - лекции и 8 часов - семинары)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Введение часы часы часы часы
Раздел 1. Предмет, методы и задачи курса        
Тема 1.1. Социальное государство в России. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы; основные функции.        
Тема 1.2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики        
Раздел 2. Рынок труда и его функции.Занятость населения.        
Раздел 3. Безработица: основные виды, социально-экономические последствия, пути сокращения.        
Раздел 4. Проблемы регулирования оплаты труда и пути их разрешения в современных условиях.        
Раздел 5. Система социального страхования и проблемы ее реформирования.        
Раздел 6. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. Национальные проекты.        
Раздел 7. Государственная политика в образовании и здравоохранении.        
Раздел 8. Пути реформирования социальной защиты населения.        
Раздел 9. Финансовое обеспечение социальной политики. Эффективность социальной политики.        
Раздел 10. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики.        
Итого по дисциплине:        

Примерный план семинарских занятий

Семинар 1. Рынок труда и занятость населения России.

Вопросы:

1. Закономерные черты и специфика российского рынка труда.

2. Проблемы занятости в России в 90-е гг.─ начале 21 в.

3. Мировой опыт защиты занятости населения.

4. Опыт регулирования трудовых отношений в США.

Литература:

1. Капелюшников Р.Российская модель труда // Вопросы экономики. 2003. № 4. С.83 ─100.

2. Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. 2002. № 11. С. 59 ─ 76.

3. Вишневская В. Законодательство о защите занятости и рынок труда // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 114 ─ 122.

4. Лебедева Л. Регулирование трудовых отношений в США // США. Экономика. Политика. Идеология. 2004. № 5. С.81 ─ 93.

5. Пациорковский В.В. Сельская Россия: проблемы и перспективы // Социс. 2007. № 1. С. 90 ─ 99.

6. Темницкий А.Л. Собственность и стратегии трудового поведения рабочих в условиях реформ // Социс. 2007. № 2. С.40 ─ 50.

7. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. 2006. № 10. С.19 ─ 40.

Семинар 2. Безработица: основные виды, социально-экономические последствия, пути сокращения.

Вопросы:

1. Официальный и реальный масштаб безработицы.

2. Российская модель трудоустройства.

3. Западный опыт трудоустройства.

Литература:

1.Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. 2002. № 11. С. 59 ─ 76.

2. Вишневская В. Законодательство о защите занятости // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 114 ─ 122.

3. Тихонова Н.Е. Последствия реформ 90-х гг. для женщин из бедных городских семей // Социс.2003. № 10. С.67 -78.

4. Денисов Н. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан // Уровень жизни населения регионов России. 2006. № 7. С. 33 ─39.

5. Лебедева Л. Регулирование трудовых отношений в США // США. Экономика. Политика. Идеология. 2004. № 5. С.81 ─ 93.

6. Сорокин Д.Е. Национальные проекты и реальная политика // Материалы 14-х Кондратьевских чтений «Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия» 2006.г. Екатеринбург. www.opec.ru

Семинар 3. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России.

Вопросы:

1. Масштаб бедности в современной России: определение, эволюция, размеры, воспроизводство, социальный спектр, характерные черты.

2. Опыт зарубежных стран на пути повышения уровня жизни населения.

3. Пути повышения уровня жизни населения России.

Литература:

1. Богомолова Т. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // Социс.2004. № 12. С. 17 ─ 30.

2. Римашевская Н. Бедность и маргинализация населения // Социс.2004. № 4. С. 33 ─ 45.

3. Римашевская Н. Стратегии социальных реформ в России // Свободная мысль. 2002. № 11. С.4 ─13.

4. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2. С.21-31.

5. О межведомственных рабочих группах при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Распоряжение Президента РФ от 24 января 2006г. № 24-рп // СЗРФ. 2006. № 5. Ст. 538.

6. Лебедева Л.Ф. Государственная политика социальной защиты в США // США. 2005. № 2. С.17 ─ 32.

7. Тихонова Н.Е. и др. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России // Социс. 2007. №1. С.71 ─ 90.

Семинар 4. Политика государства в сфере образования.

Вопросы:

1. Бум высшего образования в России: причины, масштабы, следствия.

2. Эволюция правовых норм и нормативов образовательной политик государства.

3. Опыт зарубежных стран по развитию высшего образования.

Литература:

1. Арапов М.В. Бум высшего образования в России // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С.30 -39.

2. Гребнев Л. Экономика высшего образования: эволюция правовых норм и нормативов // Вопросы экономики.205. № 11. С.97 ─112.

3. Каверина Э. Вузы США: структура и классификация // США. 2004. № 7. С. 51 ─7.

4. Зборовский Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. № 4. С.99 ─106.

5. Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социс. 2003. № 4. С.107 ─112.

6. Зборовский Г. Е. Образование как ресурс информационного общества // Социс. 2005. № 7. С. 107 ─113.

7. Попов А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 г. // Вопросы статистики. 2006. № 3. С.32 ─ 35.

Семинар 5. Система социального страхования и проблемы ее реформирования.

Вопросы:

1. Категории и методологические основы социального страхования. Направления социального страхования: пенсионное, медицинское, страхование от несчастных случаев и в связи с безработицей.

2. Проблемы и пути реформирования системы социального страхования.

Литература:

1. Роик. В. Пенсионная реформа: стартовые коллизии и необходимость концептуальной корректировки // РЭЖ. 2002. № 11–12. С. 38 – 45; 2003. № 11 –12;

2. Хмыз. О. Реформирование российской системы пенсионного обеспечения. Вопросы экономики. 2003. № 12. С.56 –66;

3. Осадчая Т.И. Льготы в контексте социальной политики // Социс. 2006. № 11. С.38 ─ 43.

4. Колбанов В.Ф. О результатах и основных направлениях деятельности минздравсоцразвития РФ на 2006-2008 гг.// Уровень жизни населения в регионах России. 2006. № 8. С. 8 ─ 30.

5. Гуревич Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 46 ─ 71.

6. Социальная защита населения в регионе (под ред. В.Г.Попова) Екатеринбург,1999. С.41─48; 57 ─ 67.


[1] Социс.2003. № 4. С.38.

[2] См. например: Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.

[3] Лавриненко. И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации (80-е ─ первая половина 90-х гг. ХХ в.) М., 1999.

[4] Замараева З.П. Становление института социальной защиты населения в России. М., 2006.

[5] В.С. Бочко. Свердловская область в период реформ. Тенденции преобразований. Екатеринбург, 2006. С.179.

[6] Данные ежегодного отчета министерства образования Свердловской области за 2007 г. // текущий архив министерства образования Свердловской области за 2007 г.

[7] Роик В. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 г. // Социс, 2002. № 9. С.26.

[8] Минимальную зарплату поднимут до максимума // Известия. 2008. 22 апреля. С.8.

[9] Бочко. Свердловская область в период реформ. Тенденции преобразований. С. 141.

[10] Бобков В.Н. Социальная структура российского общества по качеству и уровню жизни. // Уровень жизни населения регионов России. 2006. № 7. С.55.

[11] Бочко В.С. Ук. Соч. С.141.

[12] В.С. Бочко. Ук. соч. С.165.

[13] Римашевская Н.М. Стратегии социальных реформ в России // Свободная мысль. 2002. № 11. С.4 ─ 13.

[14] Е.Николаева. Требуются руки и головы // "Российская Бизнес-газета" № 638 от 29 января 2008 г.

[15] Основной ресурс.// Российская газета. 2008. 19 февраля. С.19.

[16] https://www.knm.ru/news/75006/

[17] Лебедева Л.Ф. Супян В.Б. Регулирование трудовых отношений в США. // США. 2004. № 5. С.87.

[18] Лютов А.А.Некоторые аспекты современного состояния рынка труда в США // США. 2007. № 3. С. 82 ─ 83.

[19] Промышленная политика как основа обеспечения конкурентоспособности индустриального региона. Екатеринбург, 2006. С.47.

[20] Белая иммиграция // Российская газета. 2008. 19 февраля. С.19.

[21] «Известия». 29 августа 2007 г. С. 8.

[22] Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С.87.

[23] Российская газета. 13 ноября 2003 г. С.11.

[24] Капелюшников Р. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 67 ─ 69.

[25] Бурнасов А.С. Эволюция системы федеративных отношений в современной Германии (конец ХХ – начало 21 вв.). Дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2007. С. 155.

[26] Л.Ф.Лебедева. Государственная политика социальной защиты в США. // США.2005. № 2. С.17 ─ 32; Травкина Н.М. Политические факторы роста социальных расходов пр-ва США. // США. 2007. № 3. С. 19 ─ 38.)

[27] Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 90.

[28] Травкина Н.М. Политические факторы роста социальных расходов правительства США // США. 2007. № 3. с. 19 ─ 38.

[29] Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 89.

[30] Прожить на пенсию // Российская газета. 2008. 5 февраля. С.5.

[31] Областной закон № 28-ОЗ от 23 октября 1995 г. «О защите прав ребенка»// СПС Консультант Плюс

[32] Создана сеть учреждений, помогающих детям-сиротам// Электронный ресурс https://www.elco.ru/asmi/g5_010107.nsf/97bb678f3ad7dda4c325724100296bc5/c325726e00241224c32571540083b3aa?OpenDocument

[33] Закон Свердловской области от 27 июня 2005 года № 62-ОЗ «Об областной государственной целевой программе «Социальная поддержка семей с детьми и защита прав детей в Свердловской области» на 2006-2008 годы»// СПС Консультант Плюс

[34] Положение о Министерстве социальной защиты Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 12 октября 1998 г. N 1046-п) // СПС Консультант Плюс

[35] «Почти 2 миллиона свердловчан находится под постоянной опекой минсоцзащиты»// Электронный ресурс https://www.nakanune.ru/news/2004/02/19/pochti_2_milliona_sverdlovchan?print=1

[36] Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. (под ред. В.Ф.Туринского). справочно-информационное издание. Екатеринбург, 2007 г. С.26.

[37] Там же.

[38] Л.Гребнев Л. Экономика высшего образования России: эволюция правовых норм и нормативов // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 97 ─ 115.

[39] Арапов М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия// ОНС. 2004. № 6. С. 30 ─ 40.

[40] Джуринский. А.Н. Зарубежная школа: современный опыт и тенденции развития. 1993. С.12.

[41] Каверина Э. Вузы США: структура и классификация // США. 2004. № 7. С. 51 ─71.

[42] Водопьянова. Е. Послесловие к Болонской декларации // Современная Европа. 2006. № 1. С.122 ─ 133.

[43] Российская газета. 2006. 14 ноября. С.12.

[44] Российская газета. 2006. 14 ноября. С.12.

[45] Данные Росстата о демографической ситуации в РФ: численность и размещение населения, брак и семья, воспроизводство, возрастной состав, миграция. // Материалы конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Москва. 17 октября 2006 г. www.demografia.ru

[46] Данные Росстата о демографической ситуации в РФ: численность и размещение населения, брак и семья, воспроизводство, возрастной состав, миграция // Материалы конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Москва. 17 октября 2006 г. www.demografia.ru

[47] Эко.2007. № 4. С.29

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Данные Росстата о демографической ситуации в РФ: численность и размещение населения, брак и семья, воспроизводство, возрастной состав, миграция // Материалы конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России». Москва. 17 октября 2006 г.

[51] www.levada.ru

[52] Медицина и Здоровье. 2006. № 12. С.13.

[53] Медицина и Здоровье. 2006. № 12. С.13.

[54] Медицинские Вести Екатеринбурга 2007 г. № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: