Содержательно-композиционная схема

В тексте документа обычно выделяются две смысловые части: в одной излагаются причины, основания и цели составления документа, в другой – выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Для облегчения восприятия информации рекомендуется начинать документ с изложения существа вопроса: просьбы, предложения и т.п., а затем подкреплять их обоснованиями.

Некоторые документы могут состоять из одной части: заявление, приказ, письмо.

Документы неоднородны по степени унификации и стандартизации. На основе критерия жесткости текстовых норм выделяется три типа деловых текстов:

1) Образец-матрица характеризуется фиксированностью трех основных параметров организации текста: набора содержательных элементов (реквизитов), их последовательности и пространственного расположения. Здесь имеет место наиболее жесткое ограничение на все параметры, наиболее полная унификация документов, таких, как, например, справка, доверенность, паспорт, аттестат. Единообразными в этих документах, которые обычно действительны долгое время, оказываются не только оформление, но и типовое содержание.

2) Образец-модель демонстрирует больший по сравнению с образцом-матрицей уровень текстовой свободы. При фиксированности двух основных параметров текста: набора основных содержательных элементов (реквизитов) и их последовательности – эти документы имеют вариативное содержание. К текстам, построенным по типу «образца-модели» относится большая часть деловых писем.

3) Образец-схема – это наименее жесткий тип организации документа, характеризуемого только параметром фиксированности набора основных элементов содержания (реквизитов).

Задание 1. Познакомьтесь с определениями некоторых деловых документов. К какому типу деловых текстов вы можете отнести эти жанры на основе критерия жесткости текстовых норм?

Автобиография – документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора.

Акт – документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте.

Биография – документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни.

Деловое письмо – документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами.

Доверенность – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, его выдавшего.

Докладная записка – документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Заявление – документ, содержащий просьбу о чем-либо.

Инструкция – документ, содержащий указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо.

Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

Отчет – документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо задания, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу.

Постановление – 1. Правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач. 2. Документ, отражающий результаты деятельности коллегиальных органов.

Приказ – документ, содержащий официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях коллегиальных органов.

Расписка – документ, подтверждающий получение чего-либо.

Решение – то же, что постановление (во 2 знач.).

Справка – документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-, чем‑либо.

Характеристика – документ, содержащий отзыв, заключение о чьей-либо служебной, общественной и т.п. деятельности, о деловых качествах кого-либо.

Задание 2. Проанализируйте набор реквизитов и содержательно-композиционную структуру документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: