Социальная роль - модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих

В социологии понятие «личность» относится к числу базовых понятий. Личность изучается философией, психологией, этикой, педагогикой. Каким же образом трактует понятие «личность» социология, отличается ли эта трактовка от определений, которые дают другие науки? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к краткому анализу таких понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность». В повседневном и научном языке они используются достаточно часто. Обычно эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Употребляя понятие «человек», мы подразумеваем прежде всего качественное отличие людей от других форм биологического мира. Каждому человеку, в частности и человечеству вообще, присущи своеобразные способы и формы жизнедеятельности. Это своеобразие прежде всего зависит от определенных исторических условий, но в целом статус человека имеет четкую природную определенность.

Понятием «индивид» обычно обозначается конкретный человек как единичный представитель определенной социальной группы или общности. При этом не акцентируется внимание на таких характеристиках, которые используются в определении «человек» (какого он пола, возраста и т.д.). Такое более сложное понятие, как «индивид», характеризует конкретного человека с его особенными, унаследованными, выработанными и приобретенными в процессе развития свойствами. Однако при характеристике индивида полностью абстрагироваться от человеческих качеств конкретного индивида невозможно. Так, если мы определяем индивидуальность крестьянина, то можно говорить о том, что этот человек мужского пола, занимается сельскохозяйственным производством, использует конкретные приемы и знания для получения наиболее эффективного результата. Индивид понимается как «первокирпичник» (от лат. Individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного идивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

Понятие «личность» включает в себя человеческие и индивидуальные характеристики, но определяющим в нем является социальное начало. Социальные свойства личности выражаются в ее культуре, проявляются в процессе взаимодействия с другими людьми, с такими социальными институтами, как семья, брак, образование и др. Поэтому можно говорить о том, что личность есть высшая стадия развития индивида, концентрированное и всеобъемлющее воплощение всех его человеческих качеств.

Таким образом, если человек наделен вышеперечисленными компонентами, то он характеризуется социологией как личность. Если у человека отсутствуют эти компоненты (например, он психически больной), то он, являясь индивидом, не станет личностью, так как не в состоянии обрести социальные характеристики.

В связи с этим возникает вопрос: с какого возраста человек становится личностью? Формирование личности начинается с первых дней рождения ребенка. Поэтому назвать точный день и год, когда человек вдруг превратился в личность, не представляется возможным. Каждый возрастной период в жизни человека - это особый этап формирования личности. Поэтому для разграничения уровней этого процесса используются такие понятия, как личность ребенка, личность подростка, сформировавшаяся личность, всесторонне развитая личность, гениальная личность и т.д. Вместе с тем многие исследователи полагают, что зафиксировать тот момент, когда человек обретает свои основные характеристики, все же возможно. В целом личность считается сформировавшейся тогда, когда она может самостоятельно существовать в той общности, к которой принадлежит, а далее идет процесс развития личности.

Каким же образом описывает этот процесс социология и к каким основным выводам она пришла? Определив процесс формирования личности как важный объект своего исследования, социологическая наука заключила его в понятие «социализация». Под ним понимается процесс усвоения индивидом на протяжении своей жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Если исходить из того, что личностью не рождаются, а становятся, то отсюда ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с рождения и продолжается всю сознательную жизнь человека. На процесс его социализации оказывает воздействие вся социальная среда, которая его окружает. Формирование личности человека возможно только в обществе себе подобных. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы действия жизнеобеспечения. Однако широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Когда их обнаруживали, выяснялось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и учавствовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они - продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества, потому что социализация началась у них слишком поздно.

У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому. Это и составляет материал социализации; этого нет у животных. Общее имя такому материалу - человеческая культура. Именно она осваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Таким образом, социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая форма обучение. Последнее принимает внутри - и межвидовую формы, а социализация - только внутривидовую. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования и пр., так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.).

Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Немаловажным фактором социализации являются усилия и самого индивида. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Конкретные элементы системы социализации определяются социологией как агенты и институты социализации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок и др.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Термин «вторичная» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни. Вторичная социализация, наппротив, охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, - производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная социализация - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Первичный и вторичный этапы социализации – не единственная периодизация процесса социализации. До недавнего времени в отечественной литературе доминировал подход, согласно которому главным критерием формирования социально зрелой личности является трудовая деятельность. При этом выделялись три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Но такой подход не в полной мере учитывал стадию первичной социализации в раннем детстве и не раскрывал определенные социально-психологические особенности трудового этапа. Главным критерием здесь выступала экономическая сфера жизнедеятельности человека.

Важнейшую роль ранней социализации в жизни человека впервые отметил основатель психоаналитического направления в науке - Зигмунд Фрейд. С его точки зрения З. Фрейда заложенные в раннем детстве у ребенка нормативы восприятия окружающего мира переходят в подсознание и безотчетливо руководят человеком всю его жизнь. Основными инструментами усвоения социальных нормативов являются сначала интуиция, а затем язык, посредством которого ребенок получает знания об окружающем мире. Кроме того, важную роль в усвоении социальных нормативов выполняет подражание, особенно тем людям, которые для него являются близкими. Подражая взрослым и прежде всего родителям, ребенок воспринимает мир таким, каким представляют его близкие люди. Это помогает ему в обретении своего Я.

Таким образом, психоаналитическое направление отстаивает точку зрения особого значения для развития личности периода раннего детства. Это привело к установлению таких стадий социализации, которые совпадают хронологически с периодом раннего детства, отрочества и юности.

В процессе социализации личности выделяют и такие этапы, как социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым, меняющимся социальным условиям существования. Она помогает личности приспособиться, адекватно реагировать на внешние обстоятельства. Интериоризация - это процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, в итоге они должны стать его убеждениями.

Какова же роль индивида в процессе его социализации? Социологическая наука исходит из того, что личность - деятельный субъект общества. Это прежде всего проявляется в стремлении самореализовать себя, наиболее эффективно использовать объективные условия социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Как правило, самореализация личности происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию как общее направление жизненного пути.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

- объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации;

- принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному кругу);

- социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного обществ, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном государстве, в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Так, индивид может быть вынужден отказаться от ранее избранной стратегии в силу того, что стал инвалидом, или потерял работу, или нашел смысл жизни в религии и т. д.

Как отмечалось выше, основой социализации является процесс усвоения социальных норм, соблюдение которых определяет культурный уровень общества. Однако процесс общественного развития периодически сотрясают различные катаклизмы, источниками которых являются революции, войны, периоды реформ и др. При этом в общественном сознании в целом и у отдельных личностей в частности в поведении происходят некоторые сдвиги. В процесс социализации внедряются новые деструктивные стандарты и образцы поведения, которые влияют на появление отклоняющихся как от принятых и традиционных целей, так и от институциональных средств, признанных обществом норм поведения.

Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. Однако девиантное поведение отдельных индивидов наблюдается и в достаточно стабильных общественных системах. Оно свидетельствует о состоянии конфликтности между отдельными личностями и обществом в целом. К типичным видам девиантного поведения относятся алкоголизм, наркомания, склонность к самоубийству и др.

Процесс социализации сопряжен с большим количеством различных конфликтных ситуаций, которые зачастую определяются отсутствием правового регулирование некоторых сторон общественной жизни или социально-экономической неопределенностью. Это вызывает у некоторой части общества состояние анемии (беззаконность, безнормность), при котором часть индивидов относятся к существующим социально-правовым нормативам негативно или равнодушно.

В широком смысле девиация включает в себя любые отклонения в поведении от социальных норм - как положительные (геройство, особое трудолюбие, альтруизм, самопожертвование, выдающаяся роль или достижения и т. д.), так и отрицательные (преступления, нарушения общественного порядка, норм морали, традиций, обычаев). В более узком смысле под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся норм, как правовых, так и нравственных.

Девиация бывает индивидуальной и групповой. Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредоей, в которой индивид может оказаться.

Групповая девиация - более негативное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализовываться, не нарушая общепринятых ценностей и норм.

Групповая девиация - это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т.е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.

Социальные причины девиации связаны прежде всего с разрывом между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, с отсутствием, слабостью и противоречивостью социальных ценностей, норм и отношений.

Реагируя на девиантное поведение, общество или социальная группа вырабатывают определенные социальные санкции юридического, нравственного и иного характера, поощряя своих членов за конформное поведение и наказывая, осуждая их за негативное девиантное поведение, т.е. осуществляет социальный контроль. Он представляет собой особый механизм поддержания социальной устойчивости, сбалансированности общества. Главные элементы социального контроля - это нормы и санкции (см. тема № 2). В своем единстве они образуют так называемые социальные предписания, которые образуют границы дозволенного в обществе. Реализация социального контроля проходит в двух формах - вознаграждения и наказания, или в позитивных / негативных санкциях.

Позитивные санкции - это правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям и др. К ним же относятся неформальные позитивные санкции - дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и др. Негативные санкции - это наказания, предусмотренные юридическими законами: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и др. Негативные санкции - это также наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья и др.

Для социологии особое значение имеет рассмотрение неформальных видов наказаний (санкций), так как в значительной степени они реализуются через общественное мнение, которое является важным институтом гражданского общества. Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. Оно есть в производственном коллективе, небольшом поселке, оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное, и власть должна прилагать максимум усилий по развитию этого социального института.

Социальный контроль выполняет несколько важных функций, одна из которых - социальная селекция. Она вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников, т.е. переводит вверх или вниз по социальной лестнице. Социальная селекция имеет многообразные виды и формы.

Увольнение - элемент социального контроля, применяемый к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) или нарушает трудовую дисциплину (совокупность конкретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня). Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров.

Исходя из различных факторов, влияющих на процесс социализации, в социологической науке существуют различные типологии личности. Предпочтительной и широко признанной является типология, предложенная Р. Мертоном:

1. «Конформист» принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества.

2. «Новатор» пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

3. «Ритуалист» принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность).

4. «Изолированный» тип личности отходит от культурных традиционных целей, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы).

5. «Мятежник» пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей, он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

Интересной, на наш взгляд, является и классификация типов личности, предлагаемая некоторыми последователями, на основе ряда характеристик:

- «статичная личность» - характеризуется социально-политической апатией, безразличными отношениями к окружающему миру в связи с утратой по объективным и субъективным причинам побудительных мотивов к какому-либо действию;

- «динамичная личность», которой свойственна активность в любых социально-политических условиях и обстоятельствах;

- «вериабильная личность». Для нее характерна зависимость от социально-экономических и политических условий, существующих в общественной жизни. При определенной комбинации этих условий она может быть динамичной. Например, в условиях демократии такой тип личности ведет активную общественно-политическую жизнь, стремится самореализовать себя в экономической сфере, и, наоборот, в условиях жесткой политической системы ведет замкнутый образ жизни, становится безынициативным, т. е. превращается в статичную личность.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Как определяет личность социология?

2. Все ли индивиды являются личностями? Почему?

3. Назовите основные элементы структуры личности. Охарактеризуйте их.

4. Что такое социализация? Как она протекает? Возможна ли социализация в мире животных? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Какие агенты социализации оказали на Вас наибольшее влияние? Почему? Каким образом?

6. Сталкивались ли Вы в своей жизни с групповой девиацией? Если «да», то каковы Ваши оценки этого?

7. В чем проявляется девиантное поведение?

8. Назовите основные типологии личности. В чем их различие?

ТЕМА 6

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Понятие социальной структуры и ее основные элементы. - Социальная стратификация: источники, факторы, концепции. Социальное неравенство. - Социальная мобильность. - Социальная структура современного российского общества.

Важной научной проблемой для социологии является изучение социальной структуры общества и ее динамики. В самом широком смысле под социальной структурой понимаются строение общества в целом, система связей между основными его элементами. Фактически социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Сущность социальной структуры общества состоит в совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними.

Социальная структура общества - это как бы анатомия общества, его объективно обусловленная дифференциация, деление на большие и малые группы, общности, которые различаются своим положением в системе общественных отношений. Анализ социальной структуры современного общества позволяет выделить следующие ее слои, группы: социально-профессиональные (трудовые и иные коллективы), социально-демографические (семьи и др.), социально-территориальные (поселенческие общности людей, городское и сельское население и др.).

Социальная структура представляет собой и структуру дифференциации общества, и вытекающую из этого систему социального неравенства.

Дифференциация (от лат.- различие) - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени по принципу «высший» - «низший».

Неравенство всегда и во все времена было свойственно любому обществу. Исследования ученых свидетельствуют, что неравенство существовало уже в примитивных обществах, где еще не было различия по уровню богатства или собственности, но уже было неравенство, порожденное естественными различиями между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. Критериями естественного неравенства выступали сила, смелость, ловкость и т. д. Наиболее глубоко неравенство проявляется в результате действия социальных факторов. В социологии принято различать естественное и социальное неравенство.

Различие между индивидами, обусловленное их физиологическими и психическими особенностями, называется естественным неравенством. Естественные различия при определенных обстоятельствах могут стать основой для неравных отношений между людьми. Сильные подчиняют себе слабых, хитрые побеждают простаков. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным ценностям и благам, как деньги, престиж, образование, власть. Социальное неравенство порождается социальными факторами: общественным разделением труда (работники физического и умственного труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, инженер, политик). Однако общество не только дифференцировано на группы, слои, классы, но и иерархизировано. Так, например, одни слои обладают большей властью, богатством и привилегиями по сравнению с другими.

Неравенство многообразно и проявляется в различных сферах жизнедеятельности общества: в семье, на работе, в межличностных отношениях, в малых и больших группах. Любой социальный институт, любая организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальной жизни и интеграция нового. Таким образом, неравенство является необходимым условием организации социальной жизни.

При анализе системы неравенства в обществе и его социальной структуры социологи используют теорию социально-классовой структуры общества и теорию социальной стратификации.

Социально-классовая структура общества - совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними. Само понятие «социальный класс» возникло в конце XVIII – начале XIX вв. благодаря работам таких ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, Г. Гизо, О. Тьери и др. Дальнейшее свое развитие учение о классах получило в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Марксистская теория находит объяснение социальной структуре общества прежде всего в неравном отношении людей и социальных групп к собственности и средствам производства. Поэтому ее стратификационная структура сводилась к наличию двух классов: класса собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класса, не имеющего собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющего весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Стремление определить место интеллигенции и других социальных групп в качестве промежуточных слоев не было подкреплено убедительными научными аргументами ни К. Марксом, ни его последователями.

С середины XIX в. и до середины XX в. марксистское понимание социальной структуры общества считалось одним из основных. Однако в дальнейшем оно начинало приходить в противоречие с изменяющейся социальной структурой общества. Например, вопреки прогнозам К. Маркса о том, что в промышленно развитых странах доля рабочего класса в социальной структуре будет увеличиваться, она (доля) с середины XX в. начинает снижаться, на смену рабочим приходят автоматические системы. В современном обществе такие категории наемных работников, как менеджеры, юристы, представители шоу-бизнеса, спортсмены и т. д., могут, и не обладая собственностью на средства производства, иметь весьма высокие доходы. Кроме того, сейчас внутриклассовое расслоение (в марксистском понимании класса) настолько велико, что мелкий и даже средний собственник по своему социальному положению находится ближе к верхним слоям наемных работников, нежели к крупной буржуазии, а расслоение внутри рабочего класса также не дает основания говорить о нем, как о едином социальном слое.

Основы современного подхода к изучению социальной структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей,
М. Вебер ввел такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по Веберу, может не зависеть от богатства и власти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники. Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли такие ученые, как П. А. Сорокин, Т. Парсонс, У. Мур и др.

Таким образом, теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В основе этой теории лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества принято делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. А для большей дифференциации людей по тем или иным социальным признакам каждый класс в свою очередь можно разделить на отдельные социальные слои - страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкретных задач социологического исследования. Если целью исследования является получение общего представления о социальной структуре общества, то число делений будет небольшим. Но если необходимо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

Особое внимание исследователи уделяли вопросу о так называемом «среднем классе». Само понятие «средний класс» возникло в Англии в конце XVII в. для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками.

В период зарождения буржуазных, рыночных отношений средний класс был еще сравнительно малочисленным и не мог в достаточной мере обеспечивать социальную стабильность общества и противостоять социальным катаклизмам. Однако уже в середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс в своем знаменитом «Манифесте коммунистической партии» писали о среднем классе того времени как о зажатом между крупной буржуазией и рабочим движением антиреволюционном классе. В. И. Ленин называл средний класс «болтом», который мешает революционной борьбе.

Классики марксизма были абсолютно правы в том, что средний класс в действительности является своего рода «буфером» между двумя непримиримыми полюсами - бедными и богатыми слоями общества. Поэтому чем тоньше прослойка среднего класса, тем вероятнее столкновение этих двух антагонистических классов.

Развитие промышленности, науки, образования и сферы услуг способствовало количественному и качественному росту среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс составляет большинство населения (от 60 до 80%) и является основной социальной базой гражданского общества. Он также является оппонентом крупной буржуазии, высшим чиновникам и экстримистски настроенным низшим слоям общества. Кроме того, средний класс - это основная производительная сила общества, способная напряженно трудиться, осваивать новые знания, заниматься творчеством, воспитывать новое поколение и т. д.

Средний класс заинтересован в сохранении такого общественного строя, который предоставляет (создает) ему условия для успешного развития. Еще Аристотель говорил, что основой стабильности общества являются люди, обладающие средними размерами собственности и средними доходами. А крайние социальные слои (чрезмерно богатых и нищих) он относил к факторам нестабильности. Признаков (критериев) при определении среднего класса много. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом:

- наличие в собственности средних и мелких средств производства (мастерских, магазинов, ателье и т. д.) или иных источников дохода, размеры которого колеблются в средних пределах;

- наличие высшего или среднего специального образования (интеллектуальной собственности);

- достаточно высокий престиж профессиональной или общественной деятельности;

- активная гражданская позиция, которая предполагает эффективную защиту своих интересов от посягательств государственных чиновников, мафиозных структур, олигархов и др.

Все перечисленные (и другие) признаки делают средний класс в
определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения, основой стабильности социальной структуры общества.

Социальная структура общества находится в постоянной динамике: люди стремятся к тем или иным ценностям и тем самым происходит (с различной степенью успешности) их перемещение из страта в страт, или внутри страта. В результате действия этого процесса в обществе постоянно происходят социальные перемещения, получившие название социальной мобильности. Социальная мобильность - это переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом, властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Термин «социальная мобильность» в научный оборот ввел П. А. Сорокин, который рассматривал ее как любое изменение социального положения, а не только перемещение из одной социальной группы в другую.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность - это изменение статуса сыновей относительно статуса их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением (кастовое деление в Индии). В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям, независимо от обстоятельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроения.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей. Вертикальная мобильность - изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий, или наоборот.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, который является приблизительно эквивалентным.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу - это уже миграция.

Также выделяют индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Групповая мобильностьпроисходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, группы.

Как показал на огромном историческом материале П. А. Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции,иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, междоусобная борьба аристократических родов, создание империи. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

Индивидуальная мобильность важна для характеристики того или иного общества. Так, например, как несомненно позитивный момент, был полученный социологами результат при изучении индивидуальной мобильности в США и СССР. Исследование показало, что в обеих странах наибольшее влияние на мобильность индивидов оказывают не статус семьи, а успехи детей в их образовании. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

Исследования 70-80-х гг. ХХ в. показали, что наряду с США СССР представлял собой самое мобильное в индивидуальном порядке общество.

Общество, где нет непроходимых преград между стратами, и возможен переход из одной в другую, относится к открытому типу, мобильному. Различаются эти типы обществ степенью открытости, которая зависит от возможностей инфильтрации, механизм которой позволяет подниматься одним и задерживать других. Под этим механизмом понимаются социальный отбор и распределение по социальным стратам. Осуществляется процесс социальной циркуляции не хаотично, а по необходимости, и строго контролируется институтами общества.

Механизмы социального отбора и распределения в мобильном обществе совпадают с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности. Такими каналами являются семья, церковь, школа, общественно-политические организации и объединения, армия и др. П. А. Сорокин отмечал, что они не только выступают как посредники, размещая индивидов по их достоинствам, но и выполняют функции социального отбора, распределения членов общества. Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. А. Сорокиным. Он считал, что, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Так, например, в древнем Китае в эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики, независимо от их семейного статуса, отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство древнего Китая слыло правительством интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному механизму.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись, как надо, а должности занимались в соответствии с личными талантами.

На протяжении тысячелетий важнейшими каналами мобильности (и одновременно обеспечивая групповую замкнутость) были семья и брак.

Большую роль в вертикальной мобильности играли и играют институты церкви и армии. В историческом контексте церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. П. А. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, аристократов и дворян высоких рангов.

Играет ли сейчас церковь такую же роль в социальной циркуляции? Да, играет. В государствах с неразвитой политической системой, где ограничены демократические свободы, принадлежность индивида к господствующей религии позволяет ему более энергично продвигаться по социальной лестнице вверх. Многие современные политические деятели в Африке смогли получить качественное образование, сделать успешную карьеру только благодаря поддержке церкви.

В развитых демократиях принадлежность к церкви, демонстрация своей умеренной религиозности - залог успеха в политике, бизнесе. В современной России, где истеблишмент, многие руководители всех рангов мгновенно от атеизма перешли к публичной демонстрации своей религиозности, церковь усиливает свои позиции как канал социальной мобильности.

Семья так же становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряла статус свободной гражданки.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высоким социальным рангом также заслуживает высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки, и производственным объединением, и многим другим. Когда семья стала терять свое значение, стали легко распадаться браки, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам. И это закономерный процесс. Роль семьи в обеспечении групповой замкнутости в большинстве обществ ушла в прошлое. Вместе с тем возросло ее значение в создании условий для обеспечения своих детей вертикальной восходящей мобильности.

Так же долго, как и церковь, каналом мобильности являются армия, вооруженные силы. Воины, солдаты, пришедшие в армию на низшие должности, могут продвинуться благодаря своей храбрости и военному таланту. Во многих обществах сама принадлежность к касте, сословию воинов означала повышение на социальной лестнице. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы зачастую вышли из простолюдинов. О. Кромвель, Х. Грант, Д. Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии. Для России самый яркий пример таких выдвижений - эпоха Петра I.

Таким образом, социальная мобильность - естественное и нормальное состояние общества. Наличие мобильности характеризует степень открытости общества, его демократичность, влияет на его стабильность, снижает психологическую напряженность среди индивидов и социальных групп, классов и народов.

Вместе с тем открытое для мобильности общество характеризуется и определенной групповой замкнутостью, которая является механизмом сдерживания хаотичного перемещения из страта в страт. Групповая замкнутость, проявляющаяся в существовании определенных социальных перегородок, позволяет сохранять устойчивость социальной структуры общества. Любые общества и во все времена характеризуются большей или меньшей замкнутостью своих страт. В период формирования социальной структуры общества, когда идет процесс формирования групп, общностей, классов, институтов, страты в большей степени характеризуются открытостью для мобильности, они более подвержены инфильтрации. По мере того, как социальная структура обретает определенность, она стремится к устойчивости, что достигается через достаточную, но все же не абсолютную замкнутость страт.

Эти процессы формирования социальной структуры общества путем мобильности индивидов, групп и обязательного наличия механизмов обретения замкнутости страт характерны как для обществ прошлого, так и в настоящее время. Например, в древней Спарте на самых ранних этапах иностранцы допускались в ранг полнокровных граждан, позднее это стало исключением. В 451 г. до н.э. Перикл, фактический правитель Афин, ввел закон, по которому привилегия свободного гражданства предоставлялась лишь тем, у кого оба родителя были уроженцами Аттики и свободными (полными) гражданами.

В Венеции в 1296 г. слой аристократии был открытым, а с 1775 г., когда аристократия утратила былое значение, ранги становятся закрытыми. В конце существования Римской империи все социальные страты и группы стали совершенно закрытыми. Ранг королевской знати в раннефеодальной Европе был доступен любому, но впоследствии становится не проницаемым для новых людей.

Такие же или подобные процессы происходили и происходят в России. В молодом, быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность очень интенсивна. Россия эпохи Петра I и советская Россия в 1920 — 1930-е гг., Россия эпохи перестройки (90-е гг. XX в.) - примеры подобного общества. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвинулись наверх.

Возможности вертикальной мобильности для большинства населения открылись очень неожиданно и очень быстро закрылись. Пробраться в высший класс общества через пять лет после начала реформ стало практически невозможно. Его емкость объективно ограничена и составляет не более 5% численности населения. Легкость, с какой делались крупные капиталы в России в первую «пятилетку» капитализма, исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагают. Происходит как бы закрытие высшего класса; он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы, которые затрудняют получение другими нужного образования. У него формируется новая система ценностей, социальных норм, свои правила поведения и стиль жизни. Сфера развлечений элиты уже недоступна всем другим категориям.

Вместе с тем открыт доступ в сельский и городской средние классы. Прослойка фермеров крайне незначительна и не превышает 1%. Средние городские слои еще не сформировались. Но их пополнение зависит от того, как скоро элита общества и руководство страны будут оплачивать квалифицированный умственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыночной цене. Как мы помним, основу среднего класса на Западе составляют учителя, адвокаты, врачи, журналисты, писатели, ученые и средние менеджеры. От успехов в становлении среднего класса будут зависеть устойчивость и процветание российского общества.

Однако пока этот процесс проходит крайне медленно, и социальная структура современной России пока не стабилизировалась: в ней происходят не простые по своим социальным последствиям трансформации. Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет примерно 30-40, т. е. наиболее состоятельные в 30 - 40 раз богаче бедных. Для сравнения - в СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах 5-7. Россия в 2007 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.

Особенностью социальной структуры российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25 - 30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно-технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и пока не может самореализоваться как средний класс.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Социальное неравенство – это навсегда?

2. Дифференциация и социальное неравенство – это тождественные понятия?

3. В чем суть марксистской теории социальной структуры общества?

4. Исключает ли теория стратификации понятие «класс»?

5. Что такое социальная мобильность? Назовите ее основные виды, кратко охарактеризуйте их.

ТЕМА 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: