Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления:
• вступление;
• основная часть;
• заключение.
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Вступлению отводится 5—10 % времени. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать цель, задача выступления, даются определения понятий, сообщается план.
В основной части излагается сама тема. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, специфики аудитории, вкуса выступающего и других факторов.
Заключение должно быть логичным, кратким и очень убедительным!
Композиция выступления (расположение материала и соотношение его отдельных частей) должна строиться на следующих принципах:
1. Логическое требование последовательности.
2. Усиление воздействия (материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал).
3. Экономия средств (достижение цели выступления за минимальное время с привлечением лишь самого необходимого материала). Здесь все дело в общей культуре, эрудиции, вкусе, фантазии выступающего.
Важно:
• минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления;
• держать все время слушателей, аудиторию в напряжении.
Существуют следующие основные способы изложения материала:
• ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем;
• концентрический — рассмотрение проблемы, явления с разных сторон;
• спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к более детальному и глубокому анализу;
• хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;
• логический — системно-структурный подход к явлению, проблеме;
• дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на этой основе;
• индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям;
• сравнение — сопоставление явлений, процессов или событий;
• анализ проблемы.
На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.
Монолог легче воспринимается, если в нем используются различные приемы ведения речи:
• обзор;
• описание;
• информация;
• пересказ;
• повествование;
• характеристика;
• размышление;
• пример;
• цитирование;
• обоснование и т.д.
Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характе- ром связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно — ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же и отвечает.
Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Иногда спрашивают...», «Мне могут возразить...»