Характеристика инфляции тесно связана с анализом ценовой политики. В рыночной экономике одной из важнейших функций цены является балансирующая функция, которая заключается в установлении баланса между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена выполняет также учетно-стоимостную функцию (выражает стоимость затрат через результат производства), стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства), а также распределительную функцию (является показателем распределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно для решения социальных задач).
Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.
Поскольку в теме 10 данного пособия «Индексы и их использование в статистике» были достаточно подробно рассмотрены индивидуальные и сводные индексы цен, то в данной теме внимание будет уделено прежде всего средней величине цены и ее динамике.
|
|
Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости () на общее количество изучаемых единиц (). Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины используется формула средней арифметической взвешенной
(18.6)
Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной
(18.7)
Определение средней цены как простой арифметической допускается лишь в случаях расчета рыночных средних цен за месяц.
Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).
В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.
|
|
Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.
В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены «старого» и «нового» товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.
В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.
Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:
1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;
2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;
3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса
(18.8)
где ipj- индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0q0- товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.
Полученные сводные данные поступают в государственную отчетность.
Важное место в статистике цен отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.
Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.
Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:
(18.9)
где Q0- объем потребительской корзины в базисном периоде; p1p0- цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.
В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.
Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб.) при текущем уровне цен и тарифов.
Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.
18.3.