Тема 2.4. Возникновение ценностей в ценностном отношении

Ценности фиксируют стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе. Выделить что-либо как значимое само по себе человек может только в результате оценивания действительности в дорефлексивном сознании, т.е. в сфере бессознательного. Точнее, в сфере «еще не осознанного», которое Эрнст Блох (11) отличает от «уже не осознанного», т.е. вытесненного из сферы осознанного.

С оценочной деятельностью возникновение личностных ценностей связывают все исследователи ценностного мира человека. В то же время, уже в первых аксиологических теориях, в частности В. Виндельбанда и Г. Риккерта, оценку отличают от ценности. Во-первых, оценку характеризуют как нечто субъективное, а ценность - как объективное. Во-вторых, оценка представляет собой позитивную или негативную характеристику предмета, которая отражает степень его соответствия с эталоном оценивания. Ценность – фиксирует стремления человека к тому, что становится для него значимым самим по себе – т.е. эталоном. Возникновение новой ценности это возникновение нового эталона.

В ценности фиксируется стремления человека к такому значимому, которого еще нет – это сфера должного, т.е. того, что человек еще только стремиться достигнуть. Поэтому, предмет стремлений человека можно рассматривать как проект того, что он хотел бы, и что он начинает воспринимать для себя как эталон. Это значит, что ценности являются результатом не только оценочной, но и проектировочной деятельности человека. И та и другая являются формами мыслительной деятельности – формами деятельности сознания.

Причина различий ценностей и оценок кроется в различии условий их возникновения, поэтому выявление этих причин помогает установить условия возникновения ценностей.

Возникновение и ценностей и оценок связывают с оценочными действиями.

Оценочные действия можно рассматривать как способ установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью, которое можно описать как через взаимосвязь следующих элементов:

1. Субъект оценивания.

2. Объект оценивания (в качестве объекта могут выступать любые предметы и явления действительности).

3. Культурное средство - эталон оценивания (какой-либо образ действительности, принимаемый человеком в качестве эталонного, т.е. в качестве образцового или идеала).

4. Предмет оценивания – область (часть) объекта оценивания, соотносимая по своим качествам с эталоном оценивания.

5. Продукт оценивания – характеристика объекта оценивания, отражающая степень его соответствия с эталоном оценивания.

Отношение, которое устанавливается человеком с целью оценки объектов действительности, называется оценочным отношением. Структура оценочного отношения:

1) субъект – индивид,

2) объект оценивания – любые объекты и явления действительности на которые направлено внимание человека;

3) эталон оценивания – какой-либо образ действительности, принимаемый (или выбираемый) человеком в качестве эталонного,

4) продукт – позитивная или негативная рациональная оценка действительности.

Таким образом, оценка является продуктом оценочной деятельности, суть которой состоит в соотнесение субъектом целенаправленно оцениваемого объекта с каким-либо эталоном, выступающим в этой деятельности культурным средством.

Оценка – это всегда характеристика степени соответствия или несоответствия с эталоном оценивания, в качестве которого выступает субъективный образ объективной действительности. Это и делает оценку субъективной.

Если ценность рассматривают как нечто объективное, то это значит, что в качестве эталона в действиях человека по оцениванию действительности выступает что-то одинаковое для всех людей.

Основное оценочное действие, являющееся главным условием возникновения ценностей можно характеризовать следующим образом:

1) субъект оценивания – индивид,

2) объект оценивания – переживаемые индивидом его отношения с действительностью в их целостности;

3) культурное средство - эталон оценивания – переживаемая любым индивидом целостность мира (связь целостного человека смиром как целостностью – это связь, характеризующая процесс развития человека) – эта целостность представлена формой установления связей между объектами мира либо гармоничной (оптимальной), либо противоречивой);

Ценность является результатом интеграции оценочных и проектировочных действий. Эта интеграция осуществляется, следующим образом:

1. На первом этапе осуществляется основное оценочное действие (1 вид оценочного действия), в результате которого устанавливается соответствие способа организации переживаемого человеком отношения (объекта оценивания) с одной из двух в единстве представляющих отношения развития основных форм отношений человека с миром, фактически переживаемой им в этот момент (эталоном оценивания): либо с гармоничной формой отношений, характеризующей возникновение единого, либо с формой отношений, характеризующей раздвоение единого, - отношений различия, противоположности или противоречивости.

Если форма переживаемого человеком отношения отличается наличием противоречий, то у человека возникает стремление к созданию образа гармоничной формы такого типа отношений (может быть и наоборот).

2. На базе результатов оценивания (т.е. возникшего стремления к установлению гармоничной формы переживаемого человеком отношения) организуется проектировочная деятельность сознания, которая также сопровождается оценочными действиями (2 вид оценочных действий). В этом случае и объектами и эталонами оценивания поочередно становятся все элементы переживаемого человеком отношения. При этом в процедуру оценивания со стороны субъекта включается все содержание его личностного опыта, которое может быть соотнесено с переживаемым отношением. Целью такого оценивания является согласование качеств всех элементов отношений. В результате этого согласования в сознании человека возникает образ оптимальной формы организации этого отношения, которую человек воспринимает как гармоничную.

3. Проектировочная деятельность также сопровождается оценочными действиями (3 вид оценочных действий), в которых объектом оценивания выступает продукт проектирования – определенный способ организации отношений человека с действительностью, обеспечивающий разрешение или предотвращение возникающих противоречий. Если объект оценивания не совпадает с эталонной гармоничной формой отношений – проектирование продолжается, если совпало, то этот образ и становится конечным продуктом ценностного отношения – вновь возникшей личностной ценностью.

Выявленные характеристики условий возникновения ценностей позволяют дать следующее определение понятию «ценностное отношение»:

Ценностное отношение – это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью. В ценностном отношении происходит согласование информации о чувственно-воспринимаемой человеком действительности (или установление единства чувств), которое осуществляется через взаимное оценивание относящихся сторон переживаемого им отношения. В результате такого оценивания возникает образ оптимальной или гармоничной формы фактически переживаемого человеком культурно-опосредованного отношения, стремление к которому и фиксируется сознанием человека как личностная ценность.

Ценностное отношение устанавливается в сфере дорефлексивного сознания посредством таких актов индивидуального духа как сублимация, трансценденция и интенциональность и осуществляется как внерациональное истолкование действительности, в результате которого выделяется образ того отношения человека с действительностью, которое представляется ему как гармоничное (оптимальное), как необходимое, как значимое.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое место занимают ценности, рассматриваемые как личностное новообразование, в структуре бытия человека?

2. Дайте характеристику индивидуальному духу и расскажите о его роли в возникновении личностных ценностей.

3. В чем заключается открытость человека миру и как это качество человека связано с возникновением ценностного мира человека?

4. Почему личностные ценности можно назвать социокультурной формой существования потребностей человека?

5. Почему ценности рассматривают для человека как проект его будущего?

6. Что выступает онтологическим основанием возникновения ценностей?

7. Почему, несмотря на то, что в основе любой ценности лежит стремление к гармоничной форме отношений с миром, человеком редко достигается гармонии?

8. Дайте полное определение понятия «ценность».

9. Обоснуйте, почему ценность может возникнуть только в результате оценивания? На основе анализа качеств ценностей, определите каким должно быть это оценивание.

10. Почему ценность может возникнуть только в результате оценочной и проектировочной деятельности человека?

11. Дайте характеристику оценочного действия.

12. Опишите действия, образующие оценочное отношение.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте работу М. Шелера «Положение человека в космосе» (84).

2. На основе изучения работы М.С. Кагана «Философская теория ценностей» (38) дайте характеристику ценностному отношению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: