Тема 3.2. Характеристика основных типов систем ценностей

Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие стремление человека к зафиксированным на уровне конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживании которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.

Становление системы ценностей индивидуально полезного заканчивается выделением ребенком основной предметной характеристики его ценностей – значимого взрослого, того, кто проявляет себя как источник всего полезного. Акцентирование внимания на значимом взрослом как основной характеристики тех отношений, к которым стремится ребенок, приводит к концентрированию его внимания на поведении этого взрослого и демонстрируемых им способах деятельности. В итоге это приводит к возникновению у ребенка ценностей нового типа - ценностей социально-значимого.

Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми. Ценности социально-значимого возникают у индивида в результате преимущественного воздействия на него тех людей, которых он воспринимает как значимые. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями:

1) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, характерных для значимых взрослых (3 года);

2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста);

3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста);

4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми.

На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней. Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.

Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) по отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. Если человека, вышедший на этот уровень развития своего ценностного мира, продолжает повышать уровень своей личностной культуры, стремясь выйти на общий уровень мировой культуры, происходит возникновение ценности родового значимого.

Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения (отношения любви как такового или отношения в котором любовь к себе гармонично сочетается с любовью к другому), создающей возможность полной актуализации открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки ценностной состязательности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «развитие ценностного мира человека»?

2. Что выступает предпосылками возникновения новых ценностей в процессе развития ценностного мира человека?

3. Какие типы систем ценностей возникают на основных этапах развития ценностного мира человека?

4. Что такое общественные ценности и какова их роль в развитии ценностного мира человека?

5. Что такое структурно-генетическая модель ценностного мира человека и почему необходима ориентация воспитания на эту модель?

6. В чем заключается социо-культурное развитие человека и какое место в этом процессе занимает развитие его ценностного мира?

7. Что такое правильное развитие ценностного мира человека?

8. Что такое ценностная состязательность и как её преодолеть?

9. Дайте характеристику основных типов систем ценностей:

· системы ценностей индивидуально полезного,

· системы ценностей социально значимого,

· системы ценностей личностно значимого,

· ценности родового значимого.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите развитие ценностного мира человека на основе изучения одной из работ следующих авторов: Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана, Ф.В. Знанецкого, В.И. Плотникова, А.Б. Невелева и др.

2. Законспектируйте работу М. Шелера «ORDO AMORIS» (80) и сравните идею «правильного строения души» с идеей «правильного развития ценностного мира человека». Выпишите причины возникновения неправильного строения души.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: