Содержание. Темы лекционных занятий 4

Введение……………………………………………………………………….3

Темы лекционных занятий ………………………………………………...4

Лекция 1. Адаптация к мышечной деятельности и резервные возможности организма …………………………………………………………..4

1. Адаптация, цена адаптации. Динамика адаптационных изменений в организме, ее стадии………………………………………………………………..4

2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам…………………………………………………………………………….6

3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам…………………………………………………………………………....7

4. Функциональная система адаптации………………………………….8

5. Физиологические резервы организма и их характеристика……………………………………………………………………..10

Лекция 2. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках ………………………………………………………………………….12

1. Изменения функций организма человека, происходящие под воздействием физических упражнений…………………………………………..12

2. Функциональные сдвиги в организме при нагрузках постоянной и переменной мощности……………………………………………………………..14

3. Физиологические критерии, определяющие адаптированность организма к физическим нагрузкам……………………………………………..15

Лекция 3. Классификация физических упражнений ………………….16

1. Физические упражнения. Классификация физических упражнений..16

2. Физиологическая классификация спортивных упражнений в соответствии с типом сокращения основных мышц……………………………20

3. Классификация циклических упражнений в зависимости от характера энергообеспечения (по А.Р.Гоцу)………………………………………….……23

4. Характеристика динамических физических упражнений по зонам мощности (В.С.Фарфель)………………………………………………………......24

Лекция 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности ……………………………………...……………28

1. Роль эмоций при спортивной деятельности и механизмы их проявления………………………………………………………………………….28

2. Характеристика предстартового периода при спортивной деятельности……………………………………………………………………….30

2.1. Предстартовое состояние……………………………………………..30

2.2. Разминка……………………………………………………………….32

3. Характеристика основного (рабочего) периода при спортивной деятельности………………………………………………………………………..34

3.1. Врабатывание…………………………………………………………..34

3.2. «Мертвая точка» и «Второе дыхание»…………………………...35

3.3. Устойчивое состояние………………………………..………………...37

3.4. Утомление……………………..………………………………………..38

3.5. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения…………………………………………………………………….42

4. Характеристика восстановительного периода при спортивной деятельности………………………………………………………………………..43

Лекция 5. Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование.............................................................................................................48

1. Понятие «физическая работоспособность», критерии оценки работоспособности…………………………………………………………………48

2. Методы тестирования физической работоспособности…………...49

3. Резервы физической работоспособности……………………………51

Лекция 6. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств ……………………………………………………………….54

1. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития силы……………………………………….54

2. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития быстроты…………………………………..57

3. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития выносливости………………………………60

4. Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития………………………………………………………63

Лекция 7. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков ………………………………………..65

1. Образование двигатель­ных умений и навыков...…………………...65

2. Стадии формирования двигательных навыков…..…………………68

3. Физиологические основы совершенствования двигательного навыка……………………………………………………………………………….70

4. Устойчивость навыка и длительность его сохранения…………….71

Лекция 8. Физиологические основы развития тренированности….72

1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности……………………………………………………………………73

2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое………………………………………………………………………………...75

3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках……………………………………………76

Лекция 9. Функциональные асимметрии спортсменов ……………….78

1. Мо­торная, сенсорная и психическая асимметрия………………….78

2. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов……….79

3. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии……………………………………………..81

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение……………………..83

Тема 1. Физиологические особенности детей школьного возраста, особенности их тренировки………………………………………………..……83

1. Некоторые особенности развития ребенка………………………….83

2. Возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии определения биологического возраста……………….……84

3. Особенности спортивного совершенствования детей и подростков………………………………………………………………………....85

4. Особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности………………………………………………………….86

5. Понятие «критических» и «сенситивных» периодов развития ребенка. Сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков………………………………………………………………………….87

Тема 2. Физиологические основы спортивной тренировки женщин. 89

1. Морфофункциональные особенности женского организма………89

2. Специфические особенности проявления и развития физических качеств………………………………………………………………………………91

3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма…………………………………………………………………………..93

4. Изменения функций женского организма в процессе тренировок………………………………………………………………………….94

Тема 3. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора..97

1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора..97

2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека…………………………………………………….98

3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе………………………………………………………………………………100

4. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности………………………103

Тема 4. Особенности спортивной деятельности в особых условиях внешней среды…………………………………………………………………...105

1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность………………………………………………………………..105

2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления………………………………………………..…….107

3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий.....................................................................................109

Тема 5. Физиологические основы оздоровительной физической культуры………………………………………………………………………...111

1. Факторы, влияющие на здоровья человека……………………….112

2. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека……...113

3. Понятия «гиподинамия» и «гипокинезия», их влияние на здоровье человека…………………………………………………………………………..114

4. Влияние нервно-психического напряжения и монотонности работы на организм человека…………………………………………………………….115

4.1. Нервно-психическое напряжение………………………………….115

4.2. Монотонность деятельности……………………………………….117

5. Основные формы оздоровительной физической культуры………118

6. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека…………....................................................................................................119

Темы лабораторных занятий…………………………………………....122

Занятие № 1. Организация и методика проведения физиологического эксперимента…………………………………………………………………………..122

Занятие № 2. Исследование физиологических показателей организма при выполнении статических усилий………………………………………………..124

Занятие № 3. Исследование физиологических показателей организма при выполнении динамической нагрузки максимальной мощности…………….126

Занятие № 4. Исследование физиологических показателей организма при выполнении динамической нагрузки субмаксимальной мощности…………128

Занятие № 5. Исследование влияния разминки на физиологические показатели организма человека…………………………………………………129

Занятие № 6. Восстановление после нагрузок до отказа, выполняемых с различными по длительности интервалами отдыха………………………….130

Занятие № 7. Исследование силовых способностей человека…………131

Занятие № 8. Определение физической работоспособности при помощи теста PWC170..........................................................................................................133

Занятие № 9. Определение физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту и оценка его результатов…………………………… 136

Тестовые задания………………………………………………………... 139

Тест № 1 по теме: «Классификация физических упражнений»………..139

Тест № 2 по теме: «Предстартовое состояние и его формы»…………...141

Тест № 3 по теме: «Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития силы»……………………………………..143

Тест № 4 по теме: «Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития быстроты»………………………………144

Тест № 5 по теме: «Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития выносливости»…………………………...145

Тест № 6 по теме: «Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития»…………………………………..145

Тест № 7 по теме: «Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование………………………………………………………………………146

Словарь терминов ………………….…………………………………..…148

Список рекомендуемой литературы………………………………………154

Приложение 1………………………………………………………………156

Приложение 2………………………………………………………………157


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: